Четверг, 2024-03-28, 12:03Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Энциклопедия [6]
Словарь [26]
Словарь литературноведческих терминов

Мини-чат

Статистика

Rambler's Top100
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Архив
Главная » Статьи » Словарь

П
ПАЛИНДРОМ - (от греч. palindromos - возвращающийся; palin - назад, dromos - бег) - искусственная поэтическая форма, позволяющая читать слово (строку, ряд строк) как от начала к концу, так и от конца к началу, при этом слово (строка, ряд строк) звучат одинаково и имеют одинаковый смысл, например: "А роза упала на лапу Азора". Один из наиболее известных П. в русской поэзии - пародия Д.Д. Минаева на стихотворение Фета, в которой элементами П. являются строки. Оригинальное стихотворение звучит так: "Уснуло озеро; безмолвен черный лес; / Русалка белая небрежно выплывает <...> Пусть травы на воде русалки колыхают". У Минаева: "Пусть травы на воде русалки колыхают <...> Русалка белая небрежно выплывает, / Уснуло озеро; безмолвен черный лес".

ПАМФЛЕТ - (от англ. pamphlet - листок, который держат в руке) - произведение остросатирического, обличительного характера, в резкой форме высмеивающее те или иные явления социальной жизни, политических и общественных деятелей. Например: Эразм Роттердамский "Похвальное слово Глупости"; Дж. Свифт "Битва книг", "Сказка о бочке", "Путешествия Гулливера"; А. Солженицын "Бодался теленок с дубом" и др.

ПАНЕГИРИК
- (от греч. panegurikos - праздничный, торжественный) - 1. Жанр ораторского искусства, зародившийся в Древней Греции: торжественная хвалебная речь, произносимая по какому-либо важному, общественно значимому поводу и прославляющая то или иное лицо или событие. Позже нередко пародировался, превращаясь в свою противоположность (ср. ПАМФЛЕТ, САТИРА). 2. В широком смысле - всякое восхваление, содержащееся в произведении, независимо от его жанра, хотя, несомненно, чаще всего встречается в оде и мадригале (см.).

ПАРАБОЛА - (от греч. parabole - сравнение, сопоставление, подобие, приближение) - 1. Небольшой рассказ иносказательного характера, имеющий поучительный смысл и особую форму повествования, которое движется как бы по кривой (параболе): начатый с отвлеченных предметов, рассказ постепенно приближается к главной теме, а затем вновь возвращается к началу, например, притча о блудном сыне в Новом Завете. 2. Жанр, близкий притче, в драме и прозе ХХ века.

ПАРАДОКС - (от греч. paradoxos - странный, неожиданный, противоречащий здравому смыслу) - суждение, высказывание, отличающееся глубиной мысли, но противоречащее традиционным понятиям и представлениям, расходящееся со здравым смыслом или даже опровергающее его. НередкоП. имеет форму афоризма, игры слов, каламбура или остроты: "Чем меньше женщину мы любим, // Тем легче нравимся мы ей" (А.С. Пушкин); "Единица - вздор, единица - ноль" (В. Маяковский); "Тише едешь - дальше будешь" (пословица).

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - (от греч. parallelos - идущий рядом) - 1. Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ:

В синем море волны плещут.
В синем небе звезды блещут.
А.С. Пушкин;

Желтый пар петербургской зимы,
Желтый снег, облипающий плиты...
И.Ф. Анненский

Может быть звуковым (аллитерация, рифма), синтаксическим (тождественное или сходное синтаксическое построение предложений), ритмическим (строфа и антистрофа в древнегреческой лирике), композиционным (параллельные сюжетные линии в повести или романе).
2. П. психологический - стилистический прием в произведениях устного народного творчества: аналогия, сближение явлений (например, явлений природы и человеческой жизни): "То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит. То мое сердечко стонет, как осенний лист дрожит" (русская народная песня).

ПАРАФРАЗА (ПАРАФРАЗ) - (от греч. pariphrasis - пересказ) - передача другими словами или в другой форме содержания чего-л., например: П. строфы, сценический П. повести.

ПАРНАЯ РИФМОВКА - См. СМЕЖНАЯ РИФМОВКА

ПАРОДИЯ - (от греч. parodia - противопеснь) - юмористическое или сатирическое подражание литературному произведению с целью его вышучивания, осмеяния. Известны П. как на отдельные художественные произведения или явления литературы, так и на творчество писателя в целом. Цель П. - «передразнивание» оригинала с целью приземлить его, высмеять. Например:
Непогода - осень - куришь,
Куришь - все как будто мало.
Хоть читал бы - только чтенье
Подвигается так вяло.

Серый день ползет лениво,
И болтают нестерпимо
На стене часы стенные
Языком неутомимо.

Сердце стынет понемногу,
И у жаркого камина
Лезет в голову больную
Все такая чертовщина!

Над дымящимся стаканом
Остывающего чаю,
Слава богу, понемногу,
Будто вечер, засыпаю...
1847
(А.А. Фет)

Осень. Скучно. Ветер воет.
Мелкий дождь по окнам льет.
Ум тоскует; сердце ноет;
И душа чего-то ждет.

И в бездейственном покое
Нечем скуку мне отвесть...
Я не знаю: что такое?
Хоть бы книжку мне прочесть!
(Козьма Прутков)

ПАРОНИМЫ - (от греч. para - возле и onyma - имя) - однокоренные слова, сходные (однако не одинаковые) по звучанию, но (приставками или суффиксами) и не совпадающие в значениях: одеть - надеть, подпись - роспись, эффектный - эффективный. П. используются в художественном тексте (наряду с синонимами (см.), омонимами (см.) и антонимами (см.)) как лексическое средство художественной выразительности, например: "Темной славы головня, // не пустой и не постылый, // но усталый и остылый, // я сижу. Согрей меня" (В. Хлебников); "Поэту лучше быть невеждой // Чем невежей. // Во-первых, // У невежды взгляд на вещи свежий; // А во-вторых, // Нередко в рыло могут дать невеже" (Б. Заходер). Паронимия является одним из самых популярных приемов языковой игры, поэтому в шутках и анекдотах она используется очень широко. Например:
"Лев обращается к Тигру:
- Ну, как новый укротитель?
- Пожуем - увидим..."

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - (от фр. parcelle - частица) - интонационно-стилистическая фигура: синтаксическое выделение отдельных частей или слов фразы (чаще всего однородных членов) в качестве самостоятельных предложений с целью усиления их смысловой весомости и эмоциональной нагрузки в тексте: "И пляшет тень его в окне // Вдоль насыпи. В ночи осенней. // Там. За Араксом. В той стране" (П. Антокольский). П. способна передать интонацию живой непринужденной речи: "Об детях забывал! обманывал жену! // Играл! проигрывал! в опеку взят указом! // Танцовщицу держал! и не одну!.. // Пил мертвую! не спал ночей по девяти! // Все отвергал: законы! совесть! веру!" (А.С. Грибоедов).

ПАСКВИЛЬ - (от итал. pasguillo - статуя в Риме, на которой вывешивались сатирические стихи) - произведение клеветнического, оскорбительного характера, призванное унизить или скомпрометировать адресата.

ПАСТОРАЛЬ - (от лат. pastoralis - пастушеский) - 1. Жанр буколической (от греч. boukolos - пастух) литературы, произведение, посвященное изображению беззаботной жизни пастухов и пастушек на лоне прекрасной природы. В П. утверждается идеал простоты и безыскусственности. 2. Жанровая разновидность новой европейской литературы XIV -XVII в.в., связанная с идиллическим (см. ИДИЛЛИЯ) мировосприятием

ПАУЗА - (от греч. pausis - прекращение) - перерыв в течении речи. П. делятся на логические и ритмические (в стихотворной речи). Ритмические П. бывают конечными (основная стиховая П., показывающая границу стиха) и внутренними (цезура, например, в гекзаметре).

ПАФОС - (от греч. pathos - страсть, чувство) - эмоционально-оценочное отношение писателя к изображаемой им действительности, эмоциональный настрой произведения, определяющий его общую тональность. Различают виды П.: героический, трагический, комический.

ПЕЙЗАЖ - (от фр. paysage, от pays - страна, местность) - описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие, картина природы. П. может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей, при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы. В зависимости от предмета изображения, стиля и художественного метода П. выполняет в произведении различные функции, например: сентименталистская литература неукоснительно изображает героев на лоне прекрасной, умиротворенной природы, в романтическом произведении П., как правило, становится отражением бурных страстей героев, отсюда - традиционные для романтизма составляющие изображаемого природного мира: море, горы, небо, степь и т. п. П. бывает сельский, городской, индустриальный, морской, исторический (картины прошлого), фантастический (облик будущего) и т. д. П. может выполнять и социальную функцию (например, П. 3 гл. романа И.С. Тургенева "Отцы и дети", городской П. в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"). В лирике П. обычно имеет самостоятельное значение и отражает восприятие природы лирическим героем или лирическим субъектом.

ПЕНТАМЕТР - (от греч. pentametros - пятимерник) - стихотворный размер: пятистопный дактиль необычной организации (две стопы дактиля + долгий слог - цезура - две стопы дактиля + долгий слог). Обычно входит в состав элегического дистиха (см.)). Например: "Слышу умолкнувший звук // божественной эллинской речи; Старца великого тень // чую смущенной душой" (А.С. Пушкин). Схема П.: -UUI -UU

ПЕРЕКРЕСТНАЯ РИФМОВКА - рифмовка по расположению рифмующихся стихов соответствующая схеме: абаб. При П. р. созвучны первая и третья, вторая и четвертая строки соответственно, например:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
А.С. Пушкин

ПЕРЕНОС - ( фр. enjambement - перенос) - перенос части фразы из предшествующей стихотворной строки в последующую, вызванный несовпадением традиционно заканчивающей строку конечной стиховой паузы с паузой смысловой. На фоне ритмически "правильных" стихов П. всегда воспринимается как интонационный сбой, что позволяет выделить, интонационно подчеркнуть важное по смыслу слово и таким образом передать различные чувства: задумчивость, взволнованность и т. п. Например: "Уж десять лет ушло с тех пор - и много
Переменилось в жизни для меня..." (А.С. Пушкин). Нередко П. подчеркивает разговорно-бытовую или прозаизированную интонацию речи, например: "Так, видно, бог велел. Мой Ваня // Моложе был меня, мой свет..." (А.С. Пушкин). Различают стиховые (перенос слова или группы слов в следующую стихотворную строку), строфические (перенос слова или группы слов в следующую строфу) и слоговые (перенос слога или группы слогов в следующую стихотворную строку) П. Например: редкий для классической поэзии, но широко используемый авторами-постмодернистами слоговый П.

Блок покойный, Алексан-
др Александрович...
О. Залогина

ПЕРИФРАЗ - (от греч. periphrasis, peri - вокруг, phradzo - говорю) - вид тропа, описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания. В П. название предмета или явления для большей выразительности заменяется указанием на его наиболее характерные признаки: "Северная Венеция" (Санкт-Петербург), "царь зверей" (лев). П. бывают образные (носящие метафорический характер) и необразные (сохраняющие прямое значение образующих их слов, например: "город на Неве" - Петербург). К тропам принадлежат только образные П. В образных П. выделяется какой-либо ключевой признак, а все другие как бы затушевываются, что дает автору возможность обратить внимание на те черты изображаемых предметов и явлений, которые для него особенно важны в художественном отношении. Необразные П. лишь переименовывают предметы, качества, действия и выполняют не столько эстетическую, сколько смысловую функцию: помогают автору точнее выразить мысль, подчеркнуть те или иные качества описываемого предмета или явления, избежать повтора слов (например, вместо А.С. Пушкин - "автор "Евгения Онегина"", "великий русский поэт"). В стихотворении "Смерть поэта" М.Ю. Лермонтова тот же А.С. Пушкин назван "невольником чести", "дивным гением", а в известном некрологе - "солнцем русской поэзии" - это образные П., тропы. П. - один из ведущих тропов в символистской поэзии начала ХХ века.

ПЕРСОНАЖ - (фр. personnage, от лат. persona - лицо, личность) - общее название любого действующего лица литературного произведения. П. подразделяются на главных (см. ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ), второстепенных, эпизодических, внесценических (в пьесах). Иногда термин П. употребляется по отношению не к главным, а к второстепенным действующим лицам.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ - ( от лат. persona - лицо, личность и facere - делать) - особый вид олицетворения: полное уподобление неодушевленного предмета человеку, при котором предмет наделяется не частными признаками человека (см. олицетворение), а обретает все человеческие черты, часто - человеческий облик. Традиционно П.используется в устном народном творчестве, в баснях.

ПЕСНЬ - 1. Эпическое произведение на историческую или героическую тему, например "Песнь о Вещем Олеге" А.С. Пушкина, "Песнь о Нибелунгах". 2. Название главы (части) поэмы на историческую или мифологическую тему, например, "Илиады" и "Одиссеи" Гомера, поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила".

ПЕСНЯ - 1. Небольшое поэтическое произведение, предназначенное для пения. 2. Жанр лирической или эпической народной поэзии. Происхождение П. связано с древними обрядами и ритуалами. Бытуют эпические и лирические П.. Лирические П. являются своеобразной формой самовыражения народа, передают его эмоции, чувства, переживания. Эпические П. относятся к эпическим жанрам литературы: в них есть сюжет и, как правило, описываются значимые для народа события (победа, подвиги героев и т. п.). Различаются народные (бытовые, свадебные, застольные, солдатские, бурлацкие и т. д.) и авторские П. (песни Р. Бернса, П.-Ж. Беранже, А.А. Дельвига, А.В. Кольцова и др.). См. также АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ

ПИРРИХИЙ - (от греч. pyrriche - военная пляска) - условное обозначение пропуска метрического ударения на сильном месте (см.) стиха в ямбе или хорее, например: "Мчатся тучи, вьются тучи, // Невидимкою луна // Освещает снег летучий. // Мутно небо, ночь мутна". (А. С. Пушкин). П. не нарушают размера, не ломают ритм стиха, но несколько разнообразят его, лишают монотонности, придают тонкие, но уловимые слухом оттенки. П. может появляться в любой по счету стопе стиха, кроме последней.

ПЛАГИАТ - (от лат. plagio - похищаю) - присвоение чужого литературного произведения или его части и публикация его под своим именем или псевдонимом; литературное воровство. Не следует путать с П. литературную преемственность, например, традицию стихотворений -"памятников" в русской литературе: к оде Горация "Exegi monumentum" ("Памятник") как первоисточнику для создания оригинальных произведений в русской литературе XIX -XX веков обращались М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, В.В. Капнист, А.Х. Востоков, С.А. Тучков, А.С. Пушкин.

ПЛЕОНАЗМ - (от греч. pleonasmos - излишество) - разновидность речевой избыточности: повторение в тексте близких по смыслу и потому ненужных слов и оборотов речи, употребление лишних обстоятельств или определений (предчувствовать заранее, повседневная обыденность). В художественном тексте - стилистическая фигура, средство усиления выразительности речи, например: "И мы плывем, пылающею бездной, // Со всех сторон окружены" (Ф.И. Тютчев). Употребление экспрессивно окрашенных плеонастических сочетаний характерно для фольклора (грусть-тоска, путь-дороженька, море-окиян).

ПОВЕСТВОВАНИЕ - 1. Речь персонифицированного рассказчика (см.) или авторская речь (за исключением прямой речи персонажей - монологов и диалогов) в произведении. 2. Речевая форма эпоса: рассказ о событиях, происходящих во внешнем по отношению к повествователю мире. П. включает в себя изображение действий и событий, а также описания, рассуждения, характеристики и несобственно-прямую речь персонажей.

ПОВЕСТЬ - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объему П. больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.

ПОВТОР - родовое название средств художественной выразительности, к которым обычно относят: П. звуковые (аллитерация, ассонанс и др.), синтаксические (синтаксический параллелизм и др.), фразовые (рефрен, припев), лексические (анафора, эпифора и др.) и образные (П. мотивов, ситуаций).

ПОГОВОРКА - жанр устного народного творчества: вошедшее в речевой обиход меткое образное выражение, заключающее в себе эмоциональную оценку того или иного явления. В отличие от пословицы (см.), не является законченным выражением и не имеет поучительного смысла. Может быть частью пословицы ("У бабы семь пятниц на неделе" - "семь пятниц на неделе"), самостоятельным словосочетанием, придающем речи выразительность ("не робкого десятка"), или заимствованием из литературного текста, например: "Говорит, как пишет" (А.С. Грибоедов, "Горе от ума"). См. также КРЫЛАТЫЕ СЛОВА

ПОДТЕКСТ - скрытый смысл высказывания, не высказанное прямо, но вытекающее из ситуации, отдельных деталей, реплик, диалогов героев внутреннее содержание речи. П. не совпадет с прямым смыслом высказывания, с тем, что говорят действующие лица, но позволяет понять, что они чувствуют. В художественном произведении П. часто раскрывает отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, происходящим событиям. Примерами мастерского использования П. являются пьесы А.П. Чехова, рассказы И.А. Бунина (например "Холодная осень"), стихотворение М. Цветаевой "Тоска по Родине!.. Давно..." .

ПОЛИЛОГ - (от греч. polys - много и logos - слово) - разговор нескольких действующих лиц в литературном произведении. Ср. ДИАЛОГ

ПОЛИСИНДЕТОН - (от греч. polysyndeton - многосвязное). См. МНОГОСОЮЗИЕ

ПОЛИФОНИЯ - (от греч. polys - много и phone - слово) - особая форма авторского видения мира и человека, реализованная в полифоническом романе (термин исследователя творчества Ф.М. Достоевского М.М. Бахтина). П. - музыкальный термин. В П., в отличие от гармонии, нет деления на мелодию и аккомпанемент, все голоса (музыкальные инструменты) равноправно ведут свои партии. М. М. Бахтин применил термин П. прежде всего к творчеству Ф.М. Достоевского, имея в виду структурный принцип его романов. Под полифоническим романом Бахтин понимал тот факт, что, в отличие от других писателей, Ф.М. Достоевский в своих главных произведениях "ведет" все голоса персонажей как самостоятельные партии. Борьба и взаимное отражение сознаний и идей составляет, согласно Бахтину, суть поэтики (см.) писателя. Его герой, пишет Бахтин, "более всего думает о том, что о нем думают и могут думать другие, он стремится забежать вперед чужому сознанию, каждой чужой мысли о нем, каждой точке зрения на него. При всех существенных моментах своих признаний он старается предвосхитить возможное определение и оценку его другим, угадать смысл и тон этой оценки и старается тщательно сформулировать эти возможные чужие слова о нем, перебивая свою речь воображаемыми чужими репликами". При этом неотъемлемой чертой полифонического романа Бахтин считает то, что голос автора романа не имеет никаких преимуществ перед голосами персонажей. В отличие от "монологического" романа, где носителем высшего, конечного знания о мире является автор (Л.Н. Толстой "Война и мир"), в полифоническом каждый из героев наделен собственным голосом, "знанием о мире", которое может не совпадать с авторским, при этом "индивидуальность" правды героя полностью сохраняется. Другая особенность полифонического романа заключается в том, что герои, обрастая чужими голосами, приобретают идеологических двойников. Так, двойниками Раскольникова в романе "Преступление и наказание" являются Свидригайлов и Лужин, Ставрогина в "Бесах" - Кириллов и Шатов.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ - персонаж эпического или драматургического произведения, лирический герой, в образе которого автор воплощает свое представление об этическом и эстетическом идеале (например, князь Лев Николаевич Мышкин в романе Ф.М. Достоевского "Идиот"). Образ П.г. тесно связан с представлениями эпохи, социальной среды; литературным направлением, авторской позицией. П.г. в художественном произведении также может и отсутствовать: Н.В. Гоголь, в частности, писал о том, что единственное положительное лицо его комедии "Ревизор" - это смех. Ср. АНТИГЕРОЙ

ПОРТРЕТ - ( фр. portrait - портрет, изображение) - одно из средств создания образа: изображение внешности героя литературного произведения как способ его характеристики. Может включать описание наружности (лица, глаз, фигуры человека), действий и состояний героя (так называемый динамический П., рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу), а также черт, сформированных средой или являющихся отражением индивидуальности персонажа: одежды, манеры поведения, прически и т. п. Особый тип описания - психологический П. - позволяет автору раскрыть характер, внутренний мир и душевные переживания героя. Например, психологическим является П. Печорина в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", портреты героев Ф.М. Достоевского.

ПОСЛАНИЕ - поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-л. и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п. ("К Чаадаеву", "Послание Цензору" А.С. Пушкина; "Послание пролетарским поэтам" В.В. Маяковского). Различают лирические, дружеские, сатирические, публицистические и т. д. П.

ПОСЛОВИЦА - жанр устного народного творчества: вошедшее в речевой обиход законченное меткое образное изречение, применимое к самым разным жизненным ситуациям и имеющее поучительный смысл. П. обычно ритмически организованы. По происхождению делятся на народные (фольклорные) и авторские (см. КРЫЛАТЫЕ СЛОВА). Например: "На нет и суда нет", "Дурная голова ногам покоя не дает", "Всякий дом хозяином держится", "Век живи - век учись"; "Злые языки страшнее пистолета" ( А. С. Грибоедов).

ПОСТМОДЕРНИЗМ - направление в литературе, эстетике, философии XX века (его зарождение относят к 30 - 40-м гг. ХХ века, расцвет - к 80-м гг.). Характерной особенностью российской постмодернистской литературы является противопоставление ее реалистическому искусству, прежде всего соцреализму (см.), считавшемуся в России официальным направлением до конца 70-х гг. ХХ в.: постмодернисты сознательно отвергают нормы, правила и ограничения, выработанные предшествующей культурной традицией, отказываются от авторитетов (в том числе авторитета модернизма) или иронически их переосмысляют. П. декларирует культурный плюрализм (свободу выбора тем, жанров и т. п.), стирание границ между высоким и низким, реальностью и вымыслом, искусством и действительностью и т. д. Важнейшим элементом постмодернистского текста являются ирония и самоирония, языковая игра. Для стилистики постмодернистских текстов характерно также сознательное соединение в одном произведении тем, проблем, мотивов, художественных приемов, стилей произведений различных эпох, народов, культур, что неизбежно приводит к стилистическому эклектизму, цитатности (Л. Лосев пишет: "Что-то чужую я струнку пощипываю, // Что-то чужое несу"). Цитатность, нередко доведенная до центонности (см. ЦЕНТОН), стала одним из принципов П. Однако в постмодернистском тексте цитата, вырванная из контекста источника, начинает жить самостоятельной жизнью, включаясь в новый контекст, например:

Шли съезды. Шли снега. Цвели цветы.
Цвел диатез. Пеленки золотились.
Немецкая коляска вдаль катилась.
И я забыл мятежные мечты.
Т. Кибиров

Сколько б каждый сезон ни стреляли бекасов,
ни дарили нарядов Панаевой г-же,
завсегда оставались товарищ Некрасов
верным Музе печали и гнева в душе
Ю. Кублановский

Особое место в поэтике П. занимают травестированные (то есть пародийно сниженные) цитаты: "...а потом Дантес в кольчуге // Из Парижа своего // как пульнет под пенье вьюги // в тело нашего всего!" (Голь); "Как ныне прощается с телом душа. // Проститься, знать, время настало. // Она - еще, право, куда хороша. // Оно - пожило и устало" (Л. Лосев). Сам язык в произведении П. из инструмента описания мира превращается в объект исследования, а поэт, писатель - в орудие языка. П. также активно использует аллегории, реминисценции, ассоциации, мифологемы и идеологемы, символы. Ведущим постулатом П. становится принцип "мир как текст" (см. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ). При этом П. провозглашает условиями создания текста свободное движение смыслов, не образующих единого смыслового центра, произвольное комбинирование элементов, иными словами, создание некоего культурного коллажа, текста, который не отображает реальность, а творит новую или множество новых реальностей. К представителям П. в современной российской литературе относят Сашу Соколова, В. Сорокина, Т. Кибирова, В. Строчкова, А. Левина и др. Наиболее яркие течения русского П. - соцарт (см.) и концептуализм (см.). (Ср. МОДЕРНИЗМ).

ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ - вид тропа: определение, устойчиво сочетающееся с определяемым словом и образующее в сочетании с ним образно-поэтическое выражение: "сине море", "добрый молодец", "красна девица", "каленая стрела", "сахарные уста", "горючие слезы", "широкая степь", "белый снег", "темная ночка", "длинная дорога" и т. п. П. э. - средство художественной выразительности преимущественно в устной народной поэзии.

ПОТОК СОЗНАНИЯ - одна из стилевых разновидностей в литературе модернизма (см.), ярко представленная в западноевропейской прозе первых десятилетий XX века (например, романы Д. Джойса "Уллис", М. Пруста "По направлению к Свану", В. Вулф "Волны", У. Фолкнера "Шум и ярость"). Особенностью метода "П. с." является отсутствие авторской речи в произведении. Вместо традиционного для реализма повествования (см.) с его внутренней логикой и мотивированностью "П. с." воспроизводит динамичную картину психической деятельности человека, лишенную логики, смысловой и синтаксической упорядоченности: непосредственную смену мыслей, чувств, воспоминаний, скачки ассоциаций, возникающих как реакция на внешние раздражители, факторы окружающей действительности, не отделяя, таким образом, сознательное от бессознательного. Предметом художественного исследования в литературе "П. с." становится не объективный мир, а субъективные впечатления от него, отраженные в сознании героя, поэтому текст нередко представляет собой соединение обрывков фраз, отдельных слов, даже слогов.


ПОЭЗИЯ - (греч. poiesis, от - poieo - творю, создаю) - 1. Один из двух основных способов организации художественной речи (ср. ПРОЗА). Важнейшим отличием П. от прозы является особый ритм (отчетливое деление на соизмеримые ритмические отрезки, которые не совпадают с синтаксическим членением фразы). Ср. "По скучной зимней дороге бежит борзая тройка" - "По дороге зимней, скучной // Тройка борзая бежит" (А.С. Пушкин). Кроме того, для П. характерно деление на строки (стихи) и строфы (см.)), т. е. стихотворная форма. 2. До начала XIX в. - вся художественная литература в отличие от нехудожественной (научной, официально-деловой, философской, публицистической). См. также РИТМ, СТИХ, РИФМА

ПОЭМА - (от греч. poiema - творение) - лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике): например: Дж. Байрон "Паломничество Чайльд-Гарольда", А.С. Пушкин "Медный всадник", А. Ахматова "Поэма без героя" и др. Первоначально, в античную эпоху, основу содержания П. - торжественного, "высокого" по духу и слогу произведения - составляли героические и мифологические сюжеты, однако с течением времени ее жанровое содержание расширилось: П. стали называть не только стихотворный текст героического, исторического, лирического или сатирического характера, но и прозаическое произведение, автор которого стремился подчеркнуть масштабность художественного замысла (например: П. Н.В. Гоголя "Мертвые души", "Педагогическая поэма" А.С. Макаренко).

ПОЭТИКА - (от греч. poietike - поэтическое искусство) - 1. В античную эпоху П. (термин введен Аристотелем в трактате "О поэтическом искусстве") - учение о художественной литературе вообще; позднее - описание художественной формы произведения. В эпоху Возрождения и Просвещения - наука о поэтическом творчестве, исследующая приемы стихосложения и средства образной выразительности. 2. В современном литературоведении - наука о строении литературных произведений и системе эстетических средств, в них используемых, а также об исторических законах их изменения, о возможных способах художественного воплощения авторского замысла. П. разделяется на общую (или теоретическую, изучающую звуковое, словесное и образное строение текста), частную (занимающуюся изучением конкретного литературного произведения) и историческую (исследующую эволюцию поэтических приемов в литературах разных народов). 3. В узком значении: целостная система, совокупность художественных средств (композиция, сюжет, язык и стиль и т. д.), проявление которых в произведении обусловлено авторским замыслом или является характерным для того или иного жанра, писателя, направления, национальной литературы (например: П. романа, П. В.В. Маяковского, П. романтизма, П. японской литературы и т. д.).

ПРЕДАНИЕ - жанр устного народного творчества: рассказ, повествование о реальных людях и событиях прошлого, сведения о которых необходимо было передать последующим поколениям. Однако сюжет П. обычно не развертывается в сложную цепь событий, как в сказке (см.), а строится на одном эпизоде, как правило, всегда ярком и необычайном. Источником П. являются рассказы очевидцев, однако, передаваясь из уст в уста, П. удаляется от фактической первоосновы, подвергается вольной поэтической интерпретации, тем самым сближаясь со сказкой и легендой (см.). По тематике различают исторические (происхождение того или иного народа, история предков и т. д.) и топонимические (о происхождении природных объектов: гор, скал, рек, озер, болот и т. п.; памятников старины: могильников, монастырей и т. п. и их названий) П.

ПРИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - термин, использующийся в современном литературоведении как синоним словосочетания "изобразительное (выразительное, художественное) средство" (см.): композиционное, ритмическое стилистическое или звуковое средство, служащее для конкретизации, подчеркивания того или иного элемента повествования (состояния персонажа, описания, авторской речи и т. п.). Под П. понимают также принципы организации художественной структуры произведения в целом: жанровые, сюжетные и др. Теорией П. ("искусство как прием") занимались члены созданного в Петрограде в середине 10-х гг. ХХ в. Общества изучения поэтического языка (ОПОЯЗа), они же, вероятно, и ввели этот термин в употребление.

ПРИСКАЗКА - внесюжетный элемент сказки: повторяющиеся в различных сказках словесные формулы, настраивающие слушателя на занимательное повествование ("Это присказка - не сказка, сказка будет впереди", "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается") или подчеркивающие вымышленность и фантастичность сказки ("Я там был, пиво пил; пиво-то по усу текло, да в рот не попало"). Нередко в роли П. выступают поговорки (см.).

ПРИТЧА - 1. Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от нее широтой обобщения, значимостью заключенной в П. идеи. В П. нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: ее цель не изображение событий, а сообщение о них. П. часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории (см.). Широкое распространение получили П. с религиозным содержанием («поучением»), например, "Притчи Соломона", новозаветные П. о десяти девах, о сеятеле и др.
2. Эпический жанр в литературе ХIХ - ХХ веков, в основе которого лежит принцип параболы (см.); характеризуется предельной заостренностью главной мысли, выразительностью и экспрессивностью языка. К жанру П. обращались Л.Н. Толстой, Ф. Кафка, Б. Брехт, А. Камю и др.

ПРОБЛЕМА - (греч. problema - задача, задание) - вопрос, поставленный в художественном произведении и требующий разрешения. П. может разрешаться или остаться неразрешенной. Одна и та же тема может послужить основой для постановки различных П. (нравственных, философских, этических, эстетических, религиозных и т. д.).

ПРОБЛЕМАТИКА - совокупность поставленных автором в произведении проблем, которые могут носить самостоятельный характер или подчиняться главной П. Виды П. в художественном произведении: социально-политическая, нравственно-этическая, национально-историческая, философская и др.

ПРОЗА - (лат. prosa, от prosa oratio - прямая, свободно движущаяся речь) - 1. Один из двух основных способов организации художественной речи (ср. ПОЭЗИЯ в 1 знач.). К художественной П. относят все виды нестихотворной (т. е. не имеющей устойчивой ритмической модели) речи. 2. С начала XIX в. преобладающая форма эпических и драматических произведений в европейской и русской литературе: прозаические произведения, изображающие события, характеры во всей их сложности и многогранности и, как правило, имеющие сюжет (ср. ПОЭЗИЯ во 2 знач.).
3. Обычная форма устной и письменной речи.

ПРОЗАИЗМ - (от лат. prosa, от prosa oratio - прямая, свободно движущаяся речь) - включенное в ткань стихотворного произведения слово (оборот), характерное для научной, деловой или повседневной разговорной и "выпадающее" из поэтического контекста. П. позволяет сделать высказывание более выразительным именно за счет различия речевых уровней, соотнесенных в произведении, например: "Я снова жизни полн - таков мой организм // (Извольте мне простить ненужный прозаизм)" (А.С. Пушкин).

ПРОЛОГ - (греч. prologos - предисловие, от pro - пред и logos - слово, речь) - часть текста художественного произведения, выходящая за границы сюжета и предваряющая начало действия. Как правило, содержит краткий рассказ о предшествующих событиях или поясняет смысл дальнейшего действия в произведении (например, "Пролог на небесах" и "Пролог в театре" в трагедии И.-В. Гете "Фауст").

ПРОСТОРЕЧИЕ - сниженная разновидность разговорного языка, для которой характерно использование лексики, находящейся за границей литературной нормы. Просторечные слова и обороты могут сдержать отрицательную (рехнуться, хлипкий, дошлый), положительную (башковитый, обалденный) или нейтральную (говаривал, вдосталь, гостевал, хужее) оценку называемого понятия. Использование П. позволяет придать художественной речи облик и звучание живого разговорного языка. Просторечные элементы используются в художественном тексте, как и другая лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы (см.), профессионализмы (см.), жаргонизмы (см.)), как средство художественной выразительности (в частности, в качестве одного из способов речевой характеристики персонажа). Например: "У тебя же золотые руки! Ты бы мог знаешь как жить!.. Ты бы как сыр в масле катался, кабы не пил-то. - А я не хочу как сыр в масле. Склизко" (В.М. Шукшин). См. также ЛЕКСИКА.

ПРОТОТИП - (греч. prototypon - прообраз) - реальная личность или литературный герой, послуживший автору моделью для создания персонажа. П. может выступать в произведении под подлинным (Пугачев в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина) или вымышленным именем (прототипом Рахметова в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?" был П. А. Бахметьев). Часто автор "фокусирует" в литературном герое черты разных людей или групп людей (например, Василий Теркин в одноименной поэме А.Т. Твардовского - собирательный образ русского солдата). Однако далеко не все персонажи художественных произведений имеют П..

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - слова и выражения, свойственные речи людей различных профессий и обслуживающие различные сферы профессиональной деятельности, но не ставшие общеупотребительными. П., в отличие от терминов, считаются "полуофициальными" словами (лексемами), не имеющими строгого научного характера, например: органика - органическая химия, баранка - руль автомобиля. В художественной литературе П., как и другая лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (просторечные элементы, диалектизмы (см.), жаргонизмы (см.)), используются в качестве одного из способов характеристики персонажа, например: "Мы говорим не штормы, а шторма" (В. Высоцкий). См. также ЛЕКСИКА.

ПСЕВДОНИМ - (от греч. pseudos - вымысел и onima - имя) - вымышленное имя или условный знак, используемые автором для сокрытия подлинного, например: Н. Щедрин - П. М.Е. Салтыкова, Ник. Т-о - И.Ф. Анненского, "Человек без селезенки" - один из П. А.П. Чехова. В зависимости от способа образования П. различаются:

Источник: http://gramma.ru

Категория: Словарь | Добавил: kritik (2006-03-04) | Автор: С.П.Белокурова
Просмотров: 4675 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 | Сайт создан в системе uCoz