СМЕШАННАЯ РИФМА - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихах. Образуется при смешанном способе рифмовки в сложных строфах. А всего иного пуще Не прожить наверняка - Без чего? Без правды сущей, Правды, прямо в душу бьющей Да была б она погуще, Как бы ни была горька. (А. Твардовский) Стихи должны поэту сниться По сотне памятных примет. Как пешеходу в зной - криница, Глухому - утренняя птица, Слепому - утренний рассвет. (Маргарита Алигер) СОГЛАСНАЯ РИФМА - вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке. В согласных рифмах последнему ударному гласному предшествует только согласный звук, который является опорным и несёт на себе основную нагрузку в рифме. Примеры: уха - чепуха, игру - гуру, всегда – да, хожу - гляжу, неси – мерси, бубня - меня, ты- мечты, чело - весло… Вдоль деревни, от избы и до избы, Зашагали торопливые столбы; Загудели, заиграли провода, - Мы такого не видали никогда. (М. Исаковский) В мире как в море: не спят рыбаки, Сети готовят и ладят крючки. В сети ли ночи, на удочку дня Скоро ли время поймает меня? (Расул Гамзатов) СОСТАВНАЯ РИФМА - рифма с участием союзов, частиц , местоимений и служебных частей речи: ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т. п. Составные рифмы могут быть как точными, так и приблизительными: небо – мне бы, жива ли - увяли, боже – кто же, неволишь – одно лишь, невод - э-вот, вдаль - тогда ль, все мы - темы, голова и - Гаваи, счёты - кто ты, петли - нет ли, корявы - якоря вы, прелесть - апрель есть, глав нам - главным, существую - листву и ... Разновидностью составных рифм являются каламбурные и авторские рифмы, составленные из различных слов и (или) их частей. Подобные рифмы дают возможность рифмоваться словам, не имеющим рифм изначально, или находить оригинальные и неординарные рифмы. Также см. разнословная рифма Поверхность всей моей усадьбы Сегодня к утру снег покрыл… Подметить всё и записать бы, - Так первый снег мне этот мил! (А.М. Жемчужников) Залюбуюсь, загляжусь ли На девичью красоту, А пойду плясать под гусли, Так сорву твою фату. (С. Есенин) Дружной колонной шагают эпитеты, - Вот они лучшие в мире стрелки! Эй, бездарности! Если хотите, то Снайперы вправят вам ваши мозги! (В. Невский) СТЫКОВАЯ РИФМА – разновидность рифмы по положению в стихе; конец одного стиха зарифмован с началом последующего. Реет тень голубая, объята Ароматом некошенных трав; Но упав, на зелёную землю, Я объемлю глазами простор. (В. Брюсов) Зачем луна, поднявшись, розовеет, И ветер веет, тёплой неги полн, И чёлн... (М.А.Кузмин) СУПЕРГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА - второе название всех шести-, семи-, восьми- и девятисложных рифм; рифмы из слов с ударением на шестом, седьмом, восьмом или девятом слогах от конца. В отличие о гипердактилических, в стихосложении не применяются. Председательствующие – благожелательствующие (6 сл.) Рассекречивающиеся – увековечивающиеся(7 сл.) ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ РИФМА - эпифора; слово рифмуется само с собой. И мощная рука к нему с дарами мира Не простирается из-за пределов мира. (А.С. Пушкин) «Всё моё», - сказало злато; «Всё моё», - сказал булат. «Всё куплю», - сказало злато; «Всё возьму», - сказал булат. (А.С. Пушкин) О тебе я хочу думать. Думаю о тебе. О тебе не хочу думать. Думаю о тебе. О других я хочу думать. Думаю о тебе. Ни о ком не хочу думать. Думаю о тебе. (Лев Озеров) Если до сих пор нигде вы Не встречали королевы,- Поглядите - вот она! Среди нас живет она. (Агния Барто) Первые тавтологические рифмы были известны ещё в средневековой Руси по молитвенным стихам и проповедям. Такие рифмы были результатом синтаксического параллелизма, при котором в конце стихов располагались слова одинаковых частей речи (особенно часто глаголы) в одинаковых грамматических формах. З добрымъ бо думцею думая князь высока стола добудетъ, а с лихимъ думцею думая, меншего лишенъ будетъ. (Даниил Заточник, "Моление", 13 век) Сродни тавтологическим рифмам существуют и т.н. полутавтологические рифмы: ждать-подождать, царил-воцарил, какой - никакой, люби-возлюби, бег-забег, нас - вас, кто - никто, свои - твои ... Пуская твои небрежные напевы Изобразят уныние моё, И, слушая бряцание твоё, Пускай вздохнут задумчивые девы. (А.С. Пушкин) ТВЁРДО-МЯГКАЯ РИФМА – двоюродная рифма, внутри которой мягкая согласная противостоит твёрдой. Горы – море, рады - ради, молния – полная, час - озлатясь, Панкратий-косматый, мир - монастырь, стол – моль, жизни - отчизны, зрит - разделить, дыра - моря… Верный конь, узды не чуя, Шагом выступал: Гриву долгую волнуя, Углублялся вдаль. (А. С. Пушкин) Пачками колец Сатурн расшуршался в балетной суете. Вымахивает за туром тур он своё мировое фуэтэ. (В. Маяковский) Может думает обо мне… Шаганэ ты моя, Шаганэ. (С. Есенин) Бренчит частушка, как медаль, И голову дурманит. Чего б ты от неё не ждал – Она тебя обманет!… (Роберт Рождественский) ТОЧНАЯ РИФМА - общее название рифм с полным соответствием послеударных окончаний в словах. В отличие от графических рифм, подразумевается как графическое, так и звуковое сходство. Сеть – мечеть, гроза – слеза, лик – старик, жареный – подаренный, ноль – позволь, едко – метко, резче – хлестче, око - дока… "Понятие точной рифмы относительно и изменчиво; оно определяет предел, определяемый художественными вкусами эпохи, более свободными или более требовательными" (В. Жирмунский) ТРЁХСЛОЖНАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов с ударением на третьем слоге от конца. Второе название – гипердактилическая рифма. Понапружился - понатужился, радуга – надолго, Греция - Венеция, розовый – берёзовый, крутится – беспутица… О вы размеры старые, Захватанные многими, Банальные , дешёвые Готовые клише! Звучащие гитарою И с рифмами убогими - Прекраснее, чем новые, Простой моей душе. ( И. Северянин) ТРОЙНАЯ РИФМА - рифма из трёх слов в сложных строфах. Люблю глаза твои, мой друг, С игрой их пламенно-чудесной, Когда их приподымешь вдруг И, словно молнией небесной, Окинешь бегло целый круг… (Ф. И. Тютчев) На тройных рифмах строятся все секстины (АВАВАВ). УСЕЧЁННАЯ РИФМА – базовая равносложная рифма, в которой пассивное слово заканчивается на согласную (или две), а активное - на гласную. Унылый - мило, тополь – Европа, омут- другому, стильный – обильно, кречет – вече, дальний - спальня… Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи… ( М.Ю. Лермонтов) Противоположность усечённой рифме – надстроечная рифма. УСТОЯВШАЯСЯ РИФМА – часто употребляемая связка не совсем сходных по звучанию слов. Жизнь = держись, вниз, ввысь…, грусть = Русь, вернусь…, любви = твои, свои, соловьи…, люблю = пою, мою, твою и т. п. Уноси моё сердце в звенящую даль, Где как месяц за рощей печаль; В этих звуках на жаркие слёзы твои Кротко светит улыбка любви. (А.А. Фет) Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди, когда наводит грусть Жёлтые дожди… (К. Симонов) ХОЛОСТАЯ РИФМА - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихе. Образуется при холостом способе рифмовки, при котором некоторые стихи (наиболее часто - первый и третий в четверостишии. Схема рифмовки - АВСВ) не рифмуются . Т.о., под условным понятием "холостой рифмы" следует понимать её частичное отсутствие внутри строфы. Лесом чистым и дремучим, По тропинкам и по мхам, Ехал всадник, пробираясь К светлым невским берегам. (А.Н. Майков) Воды глубокие Плавно текут. Люди премудрые Тихо живут. (А.С. Пушкин) ЧЕТВЕРНАЯ РИФМА - рифма из четырёх слов в строфе. Ревёт ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поёт ли дева за холмом - На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. (А.С. Пушкин) ЧЕТЫРЁХСЛОЖНАЯ РИФМА - рифма из слов с ударением на четвёртом слоге от конца. Второе название – гипердактилическая рифма. Суженными - жемчужинами, божественная - естественная, свидетельница – благодетельница, заночёвывая – приторговывая… Стоят серебряными блюдечками Кувшинок мокрые цветы Иду, помахивая удочками, На обомшелые плоты. (Г. Шенгели) ШЕСТИСЛОЖНАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов с ударением на шестом слоге от конца. Второе название – супергипердактилическая рифма. Жульничающие – богохульничающие, трапезничающий - ябедничающий... ЭХО-РИФМА - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихах; двустишие, в котором вторая строка состоит всего из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой. Ещё примеры... Где земля, и где закон, чтобы землю выдать к лету? – Нету! Что же дают за февраль, за работу, за то, что с фронтов не бежишь? – Шиш! (В. Маяковский) ТЕРМИНОЛОГИЯ АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ СЛОВО – название слов в рифме. Первое слово в рифме - пассивное, второе – активное. Пассивное слово, идущее во временном отрезке первым, вносит в стих момент незавершённости, оставляя после себя напряжение, связанное с ожиданием гармоничной развязки. Это напряжение снимает активное слово, которое своим появлением заставляет вспомнить пассивное, и уже вместе они создают то ощущение законченности, гармонии и родства, которое и называется рифмой. Таким образом, вся нагрузка в рифме лежит именно на втором слове, которое может оправдать (точная рифма), частично оправдать (приблизительная рифма) или не оправдать вовсе (диссонанс, белый стих) ожидание гармонической развязки, созданное пассивным словом. Оправданное ожидание всегда усиливает эмоциональное воздействие стиха и заложено в самой природе поэзии. АЛЬТЕРНАНС (франц. alternance – чередование) – термин классического стихосложения. Правило альтернанса: попеременное чередование стихов с различным количеством стоп, мужских и женских рифм, рифм с различными окончаниями. Правило альтернанса было установлено во французской поэзии в эпоху Ронсара (1565 г.). В русском стихосложении принцип альтернанса был установлен впервые М.В. Ломоносовым в "Оде на взятие Хотина" и "Письме о правилах российского стихотворства" (1739г.), после чего неукоснительно соблюдался особенно в отношении твёрдых форм: сонетов, октав, секстин и пр. Дадут покров тебе чужие И скажут: "Ты для нас чужой!" Ты спросишь: "Где ж мои родные?" И не найдёшь семьи родной. (А.С. Пушкин) АРИФМАТЫ (слова-сироты) – слова, не имеющие как точных, так и приблизительных рифм (за исключением редких составных и предударных созвучий). В большинстве своём - многосложные слова или слова нестандартных морфологических конструкций. Примеры слов-арифматов: живопись, туловище, жаворонок, проволока, выхухоль, заморозки... В большом словаре рифм такие слова подаются в конце и в алфавитном порядке. АРИФМИЯ - нерегулярная рифма; сочетание рифмованных стихов (строф) с белыми в рамках одного поэтического произведения. ВИДОВЫЕ ПАРЫ - взаимозаменяемые гласные звуки в рифме. Каждая видовая пара состоит из твёрдой и мягкой гласной. 1. А-Я 2. О-Ё 3. У-Ю 4. Э-Е 5. Ы-И Любой ударный твёрдый гласный звук рифмуется с его мягкой парой, и наоборот. А-Я. ад - яд. О-Ё. ров - рёв. У-Ю. лук - люк. Э-Е. сэр – сер. Ы-И. быт-бит. Согласные звуки объединены в родовые пары (б-п, в-ф, д-т, ж-ш, з-с) и тройки (к-г-х, ц-ч-щ). Звонкая согласная в контексте рифмы всегда рифмуется с её глухой парой, и наоборот. Кот - код, паж - ваш, шкив - миф, рыбак - очаг, поп - лоб, муз - ус, холод - молот… В зависимости от расположения таких согласных в клаузулах рифмующихся слов, рифма может быть точной или приблизительной. ВИД И РОД РИФМ – основные определители рифмы. Видом рифмы является ударная гласная одной из 5 видовых пар. На род рифмы указывает последующая за ударной гласной согласная. Вместе вид и род образуют первичный рифмент слова или его рифменный корень. В русском языке 5 видов и 60 родов базовых рифм. ГЛАСИЦА – абстрактная звуковая единица в рифме; любая безударная гласная в клаузуле слова. Поле – доля, щука – звуки, нега - телегу, школой - голый, иней – синий, парами – старому, кубок – тюбик, слышишь - пишешь, ужин - нужен, лужею - оружие.. Гласица по характеру может быть мягкой или твёрдой: Рифмы из слов с одинаковой гласицей относятся к родным и объединяются в словаре. Лопата - злато – пенаты… Поле – роли – мусолю – воля… Аллея – скорее – орхидеи – лелею... КЛАССИФИКАЦИИ РИФМ – разделение рифм по специфическим признакам. Рифмы в русском языке классифицируются: 1. По происхождению. 2. По объёму (количеству слогов). 3. По звучанию и родственным отношениям. 4. По ощущению. 5. По положению в стихе. 6. По положению в строфе. 7. По дополнительным признакам. Любая рифма может иметь свойства всех 7 классификаций. Пример разбора конкретной рифмы: Розы - слёзы 1. Базовая рифма, мультирифмент и род «ОЗ», 2-ой уровень, мультирифма с твёрдой гласицей. 2. Двусложная (женская) рифма. 3. Точная, родная рифма. 4. Акустическая рифма. 5. --- 6. --- 7. Однородная, открытая, абстрактная рифма. КЛАУЗУЛА (лат. clausula - заключение, концовка) – ритмическое окончание слова, начиная с ударной гласной. Пуговица, комар, шутка, верить, можно, сильный,… Абсолютная клаузула – целое слово, начинающееся с ударной гласной: Иней, утка, яд, осень, эхо, ум, обод, ива, яблоко, ересь, умничать, Азия, ярый, я, исповедь, угол, остров.. КОРЕНЬ РИФМЫ – рифмообразующая часть слова. В базовых рифмах корень состоит из ударной гласной (вид рифмы) и последующей согласной (род рифмы): мода (ОД), верный (ЕР) , всюду (УД), талия (АЛ), бриз (ИЗ)... В окончательных-согласных рифмах - из ударной гласной (вид рифмы) и предшествующей согласной (род рифмы): гора (РА), земле (ЛЕ), хороши (ЖИ), посему (МУ), колесо (ЗО)... В окончательных-гласных рифмах первичным рифментом условно является сам ударный гласный звук: чутьё , портье, вничью, змея, твои... Корень рифмы есть у всех слов, и является отправной точкой в рифмообразовании. ЛОЖНЫЙ РИФМЕНТ – рифмент, указывающий на род рифм, к которому слово не принадлежит. Твоего (род «ВО»), конечно («ЕЖ»), стального («ОВ»), вернуться («УЦ»), жёстче («ОЩ») и т.п. МУЛЬТИРЯДЫ – наиболее многочисленные группы базовых рифм, состоящие из слов одинаковых частей речи: мультиряды существительных, прилагательных, глаголов и деепричастий. Слова в мультрядах принадлежат исключительно к мультирифмам и исчисляются сотнями и даже тысячами. Так, самый большой мультиряд включает в себя более 5000 слов. Мультиряды выполняют две важные функции: 1. Разгружают основной словарь, отделяя огромные массивы однородных слов русского языка. В противном случае, основной словарь был бы совершенно неудобочитаем и огромные списки не позволяли бы видеть общую картину различных рифм. 2. Вместе с системой ссылок позволяют словам (а их тысячи) не повторятся во многих их грамматических формах, что даёт возможность организовать все рифмы в одной книге. В противном случае, словарь составлял бы несколько массивных томов. ОПОРНЫЙ ЗВУК - согласный звук, стоящий перед ударной гласной в рифмованных словах. Опорных звуков может быть и несколько. Рифма с такими звуками называется богатой: молодой – бородой, род – народ, сосна - весна… Опорным может быть целый слог (глубокая рифма): полам – пополам, коза – стрекоза, мотив - локомотив… ПЕРВИЧНЫЙ РИФМЕНТ - корень рифмы в базовых рифмах. Состоит из ударной гласной (вид рифмы) и последующей согласной (род рифмы): мода (ОД), верный (ЕР) , рупор (УБ), талия (АЛ), бриз (ИЗ)... Первичный рифмент всегда присутствует в более сложных рифментах, например: робот (ОБ●Т), бирка (ИРК) ... Первичный рифмент есть у всех базовых рифм (кроме псевдорифм) и является отправной точкой в рифмообразовании. ПОДРИФМЕНТ - группа слов с общими признаками внутри одного рифмента в словаре рифм. ПОЛИРИФМИЯ - способность слова рифмоваться несколькими способами (не путать с количеством рифмованных слов). Полирифмия базируется на словах связующего рифмотипа (охох, охохх). Приёмом полирифмии является выпадение одного из согласных звуков в связке двух согласных (двоякие рифмы) или замещение послеударного согласного в одном из слов (замещённые рифмы). Слова, рифмующиеся с основным словом и не рифмующиеся между собой, – главный признак полирифмии. Встреча – вечер. Вечер – ветер. Но: Встреча ≠ ветер. Ты был испуган нашей первой встречей, А я уже молилась о второй, И вот сегодня снова жаркий вечер, - Как низко солнце стало над горой… И снова чёрный масленичный вечер. Зловещий парк. Неспешный бег коня. И полный счастья и веселья ветер, С небесных круч слетевший на меня. (А. Ахматова) Полирифмичными по своей природе являются все мультирифмы. Сила – вылов. Сила – милый. Но: вылов ≠ милый. РЕДУКЦИЯ - ослабление звучания гласных звуков в безударном положении. Именно редукция лежит в основе понятия «гласица». РИФМА (греч. «rhythmos» - стройность, соразмерность) - разновидность эпифоры; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родства; регулярный звуковой повтор, несущий организационную функцию в метрической, строфической и смысловой композиции стихотворного произведения; один из основных элементов художественного стиля в системе выразительных средств поэзии; важнейший приём инструментовки стиха. Определение Тредиаковского: "Рифма - согласие конечных между собой в стихе слогов." Определение В.М. Жирмунского: "Рифма есть всякий звуковой повтор, несущий организационную функцию в метрической композиции стихотворения". Определение Д. Самойлова: "Рифма есть созвучные слова, расположенные в заданной последовательности в конце ритмических периодов и выполняющие одновременно функции смысловой и звуковой организации стиха". Определение Ю. Лотмана: "Рифма есть звуковое совпадение слов или их частей в конце ритмической единицы при смысловом несовпадении". "Без рифмы стих расплывается" (В. Маяковский). Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы, она – "режиссёр в театре поэзии, подчиняющий себе и ведущий за собой». Являясь центральным звеном каждого стиха, кульминацией его строк, рифма, как правило, несёт на себе основную смысловую нагрузку. " Я всегда ставлю самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало" В. Маяковский. "Слова, которые служат рифмами в <детских> стихах, должны быть главными носителями смысла всей фразы..." К.И. Чуковский. Рифма выполняет в стихе несколько функций: смысловую, ритмическую, эвфоническую, мнемоническую, эвристическую. Звуковой состав рифмы зависит от национальных литературных традиций и от фонетического строя языка. В поэзии большинства народов мира рифма располагается на концах стихов. Основным признаком рифмы в русском стихосложении является совпадение ударных гласных. Русская рифма произошла от традиций параллелизма в русском фольклоре, когда в конце стихов располагались одинаковые части речи, которые и порождали созвучия. Такие рифмы назывались однородными (грамматическими). Со временем в рифме стали применяться слова, принадлежащие к различным частям речи, а также всевозможные неточные рифмы. В настоящее время существует пять классификаций и несколько десятков разновидностей рифмы. Русские стиховеды, изучавшие и разрабатывавшие теоретические основы рифмы: В. К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, В.В. Маяковский, В.Брюсов, В.М. Жирмунский, М.Л. Гаспаров, Д. Самойлов, Б.В. Томашевский, Ю.И. Минералов, В.Е. Холшевников, М. П. Штокмар, Ю.М. Лотман. Падробнее об истории русской рифмы см. Эволюция русского стиха. Всё о природе, свойствах и особенностях русских рифм, а также об их организации в русском языке см. в разделе Лаборатория. РИФМЕННОЕ ОЖИДАНИЕ - предсказуемое ожидание созвучий слов в определённых местах стихов или строф, заложенное в самой природе поэзии. В момент непосредственного восприятия пассивного слова память сохраняет его звуковой образ и - особенно - его ритмического окончания (клаузулы). С появлением активного слова, если его окончание совпадает с тем образом, который хранится в памяти, возникает рифма как ощущение звукового единства и гармонии слов. В зависимости от местоположения рифм, память самостоятельно настраивается (это происходит уже в первых строках или строфах) на сохранение образа пассивного слова и сопоставление его с активным словом в определённых местах стиха или строфы. Чем больше промежуток времени между рифмующимися словами и количество слов между ними, тем размытей становится образ. Это свойство и лежит в основе приблизительных рифм, создающих иллюзию родства слов. Вышеизложенное правило ещё в большей мере относится к песенному жанру, где слова организованы мелодически и растянуты во времени намного больше, чем в стихах. РИФМЕНТ – рифмообразующая часть слова с центром - ударной гласной. Подобно морфеме, являющейся единицей смысла в слове, рифмент – это единица рифмы. Рифмент отождествляет собой (и в этом его универсальность) близкие по звучанию клаузулы: Рифменты Клаузулы и примеры 1) «ОР» ð ОР (бор, гор), ЁР (тапёр, спёр). 2) «АД» ð АД (лад), ЯД (ряд), АТ (солдат), ЯТ (стоят). 3) «АЖ»ð АЖ (багаж), ЯЖ (саквояж), АЖЬ (блажь), ЯЖЬ (бродяжь), АШ (наш), ЯШ (гуляш), АШЬ (гуашь), ЯШЬ(втемяшь). Исходя из этого, ещё одно, «техническое» определение самой рифмы: Рифма – это наличие, как минимум, двух слов с одинаковым рифментом. Найти рифму - значит подыскать слово с таким же рифментом, как у исходного. Рифменты слов образуют одноимённую рифму (см. классификация рифм по происхождению). В отличие от клаузулы, объединяющей исключительно точные рифмы (вето - лето, честный -прелестный, гость - кость...), рифмент объединяет как точные, так и приблизителдьные рифмы: вето - карета, честный - чудесный, гость - гроздь, ива - красивый, лужа - уже, хлеб - степь, тише - слышу, ворочая - многоточие, колкий - иголке, весить - грезить,... Существуют 11 типов рифментов: базовый, окончательный, гласный, согласный, мультирифмент, переходный, связующий, сложный, двоякий, ложный, первичный. РИФМОВКА - порядок чередования рифм в стихах, их взаимное расположение. Существуют 5 основных типов рифмовки: перекрёстная, смежная, кольцевая, холостая и смешанная. Рифмы, образованные вышеперечисленными способами рифмовки, носят одноимённые названия. Подробнее... РИФМОРЯД – список слов на одну рифму в словаре рифм. РИФМОПАРА – два рифмующихся слова. Так, "дело - смело" и "хохот -грохот" - это две рифмопары. РИФМОСОЧЕТАНИЕ – объединение слов в рифме, «рифмование» слов (но не рифмовка!). В отличие от рифмовки, не подразумевается положение рифм в стихе. РИФМОТИП СЛОВА - обобщённая информация о количестве и соотношении звуков в ритмическом окончании слова. Рифмотип слова обозначается символами «х» (согласный звук) и «о» (гласный звук). Рифмотип слова «сон» - ох, «рама» - охо, «тонус» - охох, «черёмуха» - охохо, «визг» – охх, «точный» – оххох, «оборудование» - охохохохо и т.д. Каждое слово имеет свой рифмотип, который указывает на положение слова в рифмословарной иерархии и на звуковую структуру слова, определяющую его совместимость со словами других рифмотипов. Так, говоря о том, что связующие рифмы могут рифмоваться с мультирифмами, подразумевается сходство их рифмотипов. Рифмотипы называются по именам основных рифментов, но отличаются от них тем, что не конкретизируют роды, виды и пр. В иерархии рифм (и соответственно в словаре) слова располагаются по их рифмотипам в порядке увеличения числа послеударных звуков. СЛОВА-БЛИЗНЕЦЫ - слова, практически полностью совпадающие по звуковому составу и образующие между собой рифмы максимально высокой степени точности. Из слов-близнецов состоят абсолютные рифмы и близкие к ним: потомки-потёмки, ложа-лёжа, блуза-блюза, томен-тёмен; убор - упор, избушки - из пушки, кидая- Китая, морс- мёрз... В качестве таких слов могут выступать и сходнозвучащие паронимы: топор - тапёр, граблю- грабли... Классификация по родственным оношениям. СЛОВАРЬ РИФМ (рифмовник, рифменник, рифмарь) – сборник рифм, организованный по окончаниям слов, начиная с ударного гласного. В отличие от обратных словарей и словарей созвучий, объединяющих слова по графическому сходству окончаний слов, словари рифм также включают в себя слова, сходные по звучанию. Рифмовники составляются на основе других языковых словарей: орфографических, частотных, обратных, и могут включать в себя различное кол-во словарных единиц. Наибольший интерес представляют полные словари, содержащие максимальное количество слов, присущих конкретному языку. Такие словари рифм, кроме общей лексики, могут включать в себя собственные имена, сленг, речевые конструкции и т.п. Словари рифм предназначены в первую очередь поэтам, но представляют несомненную ценность и для переводчиков поэтических текстов, филологов, составителей рекламных текстов, деятелей шоу-бизнеса, массовиков-затейников и пр. Существуют и узкоспециальные сборники - словари рифм отдельных авторов или произведений. Подробнее о словарях рифм... УРОВНИ РИФМЫ - сходные по рифмотипу и звуковому составу различные грамматические формы неоднородных слов. Все базовые рифмы в русском языке имеют, как минимум, два уровня. Как правило, это выражается в разделении на слова мужского и женского (+ среднего) рода. В основных грамматических формах эти слова не рифмуются между собой, но в большинстве других образуют рифму. Пример из рифмента «ОВ»: 1 уровень 2 уровень клёв слово улов основа засов… подкова Пример рифмосочетания слов женского(+среднего) и мужского рода на 1 уровне: улов – обнов – слов - основ - подков... На 2 уровне слова рифмуются между собой практически во всех грамматических формах: Клёва - обнова, клёву - слову, уловы – основы, засове – подкове… Исключение – творительный падеж «овом ≠ овой» (уловом – основой…). В данном случае это уже конфликтная связующая рифма. С каждым уровнем рифмующиеся слова имеют на один послеударный слог больше. 3 уровень: уловами – подковами… Дополнительные примеры: Танк ≠ осанка, но: танку – осанку, танке – осанке, танками-осанками…; Волк ≠ ёлка, но: волка – ёлка и т.п.. На примере следующего четверостишия показано, как на 2-ом уровне рифмосочетаются слова «суть» и «смута». Во всём мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. (Б. Пастернак) Понятие уровней рифмы вместе с системой ссылок и мультирядами позволяют словам не повторяться в их многочисленных грам-матических формах.
Другие статьи по теме
|