Среда, 2024-04-24, 09:24Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Энциклопедия [6]
Словарь [26]
Словарь литературноведческих терминов

Мини-чат

Статистика

Rambler's Top100
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Архив
Главная » Статьи » Словарь

А
АБСТРАКЦИОНИЗМ - (от лат. abstraktus - отвлеченный) - авангардистское (см. Авангардизм) течение в изобразительном искусстве XX века. Представители А. декларируют, что они не отражают действительность, а творят свою собственную "новую реальность", принципиально отказываясь от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Авторы А. оперируют исключительно формальными элементами: линиями, цветовыми пятнами, отвлеченными конфигурациями и т. п.

АБСУРД - (от лат. absurdum - нелепость, бессмыслица) - способ изображения действительности, для которого характерны подчеркнутое нарушение причинно-следственных связей, гротескность, продиктованные стремлением продемонстрировать нелепость и бессмысленность человеческого существования (например, поэтические опыты ОБЭРИУтов).

АВАНГАРДИЗМ (АВАНГАРДНОЕ ИСКУССТВО, АВАНГАРД) - (от фр. avant-garde - передовой отряд) - широкое понятие, объединяющее экспериментальные, принципиально разрывающие связи с классической традицией, подчеркнуто новаторские поиски в искусстве XX в. Включает в себя такие направления, как футуризм (см.), экспрессионизм (см.), сюрреализм (см.) и др. Общие черты: отказ от норм изобразительности, свойственных реализму (см.), часто - от завершенности произведения, субъективизм, стремление к новизне форм, выразительных средств. Поиск новых художественных средств ("выразить невыразимое"), с точки зрения представителей А., является самоценным и самодостаточным. Нередко целью произведения А. становится воздействие на публику, эпатаж. К представителям А. относят, в частности, В. Маяковского в поэзии, Сальвадора Дали в живописи. Противопоставлено понятию модернизм (Ср. МОДЕРНИЗМ).

АВТОБИОГРАФИЯ - (от греч. autos - сам, bios - жизнь и grapho - пишу) - описание автором собственной жизни, иногда художественное. Представляет суждение автора о самом себе (художественная разновидность словесного портрета), о своем месте в обществе, в мире; часто выражает творческие принципы писателя.
А. может отражать преимущественно личные качества и свойства автора или тяготеть к обобщению в лице автора особенностей его поколения, этнической или социальной среды. Художественное произведение, в котором автор в качестве исходного материала использовал, переработав определенным образом, события своей личной жизни, называется автобиографическим (например, "Детство" М. Горького).

АВТОР - (от лат. au(c)tor - создатель) - следует разграничивать понятия:
1) биографический А., писатель (А.С. Пушкин, 1799 - 1837);
2) А. - создатель (творец) произведения литературы, чьи представления о мире и человеке отражаются во всей структуре создаваемого им произведения (А.С. Пушкин, автор романа "Евгений Онегин");
3) А. - образ, персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей; может быть предельно сближен с биографическим А. или намеренно отдален от него (образ автора в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин");
4) А. - "знак художественной системы" (определение Г. Гуковского).

АГИОГРАФИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - См. ЖИТИЯ СВЯТЫХ

АКМЕИЗМ - (от греч. akme - высшая степень чего-либо, расцвет) - литературное течение в русской модернистской поэзии, сформировавшееся в 1910-е гг. Представители А.: А. Ахматова, Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам, С. Городецкий и др., вошедшие в объединение "Цех поэтов", - в противовес туманности, зыбкости, "таинственным мирам" символизма (см.) провозглашали стремление к "прекрасной ясности" (М. А. Кузмин), воспевали "радостное любование бытием" (Н. С. Гумилев), призывали открыть заново красоту и ценность человеческого существования, поэтому акмеисты называли себя также "адамистами" (по имени первого человека Адама). Для А. характерны простота и ясность поэтического языка, строгость поэтической композиции, стремление создавать точные, зримые образы.

АКРОСТИХ - (от греч. akrostichis - краестишие) - вид стихотворения, первые буквы строк которого складываются в самостоятельное слово или фразу (часто - имя автора или адресата); разновидность стихотворной загадки. В древности А. был средством запечатлеть имя автора в случае, если его (по каким-либо причинам) нельзя было назвать или обозначить.

Ангел лег у края небосклона,
Наклонившись, удивлялся безднам:
Новый мир был синим и беззвездным,
Ад молчал, не слышалось ни стона.

Алой крови робкое биенье,
Хрупких рук испуг и содроганье,
Миру снов досталось в обладанье
Ангела святое отраженье.

Тесно в мире, пусть живет, мечтая
О любви, о свете и о тени,
В ужасе предвечном открывая
Азбуку своих же откровений.

Н. Гумилев

Разновидностями А. являются мезостих (слово или фраза составляются из средних букв стихотворения) и телестих (слово или фраза складываются из конечных букв стихотворных строк).

АКЦЕНТНЫЙ СТИХ - стихотворный размер в тоническом стихосложении (см.). В стихотворении, написанном А. с., строки равны по числу ударений, а количество безударных слогов, расположенных между ударными, произвольно и может составлять от одного до семи. Например:

Армия пролетариев,
встань стройна!

Да здравствует революция,
радостная и скорая!

Это -
единственная
великая война

из всех,
какие знала история.
В. Маяковский.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ - стихотворный размер: строка шестистопного ямба, состоящая из двенадцати слогов с цезурой после третьей стопы. В эпоху классицизма А. с. писались трагедии, сатиры и другие произведения высоких и средних жанров: "Надменный временщик, и подлый и коварный, // Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный, // Неистовый тиран родной страны своей, // Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!" (К.Ф. Рылеев).

АЛЛЕГОРИЯ - (от греч. allos - иной и agoreuo - говорю) - вид иносказания (наряду с эзоповым языком и символом (см.)): изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ. А. состоит из двух элементов:
1) смыслового - это какое-либо понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, глупость, смелость и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его;
2) образно-предметного - это конкретный предмет, существо, изображенные в художественном произведении и представляющие названное понятие или явление.Так, в баснях, сказках трусость часто воплощается в образе Зайца, хитрость - Лисы и т. п. Старость нередко аллегорически воплощают в образе осени, вечера или заката. А. может лежать в основе образной системы целого произведения (например, "Арион" А.С. Пушкина).
Связь А. с обозначаемым понятием более прямая и однозначная, чем у символа(см.). А. выражает в основном строго определенный предмет или понятие, при этом связь между образом и понятием, изображением и его смыслом устанавливается по аналогии.

АЛЛИТЕРАЦИЯ - (от лат. ad - к, при и lit(t)era - буква) - вид звукописи (см): повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления ее выразительности.
Например:

Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
А. С. Пушкин

АЛЛОНИМ - см. ПСЕВДОНИМ

АЛЛЮЗИЯ - (от фр. allusion - намек) - художественный прием: сознательный авторский намек на общеизвестный литературный или исторический факт, а также известное художественное произведение (например, "Поэма без героя А. Ахматовой насыщена многочисленными культурными, историческими, литературными А.). А. всегда шире конкретной фразы, цитаты, того узкого контекста, в который она заключена, и, как правило, заставляет соотнести цитирующее и цитируемое произведения в целом, обнаружить их общую направленность (или полемичность). В частности, если названия произведений М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого ("Кавказский пленник") - это реминисценция (см.) из пушкинского "Кавказского пленника", то рассказ современного писателя В. Маканина "Кавказский пленный" в целом, несомненно, А., причем не только на названные тексты-предшественники, но и на роман Ф.М. Достоевского "Идиот", где одним из ведущих является мотив "спасительной красоты" ("Красота спасет мир"). Именно аллюзийность, свойственная многим произведениям современной литературы, позволяет в данном случае вскрыть полемику современного автора с классиками. Распространенной разновидностью А. в исторических или фантастических произведениях является намек на современные общественно-политические реалии (например, Ф. Искандер "Кролики и удавы", В. Войнович "Москва 2042" и др.). Ср. РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

АЛЬТЕРНАТИВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА - (от лат. alter - один из двух, каждая из исключающих друг друга возможностей) - прозаический жанр современной литературы, основанный на предложении автором своего хода развития исторических событий в противовес существующему в реальности и исследующий несостоявшиеся варианты истории нашего общества. Например, В. Аксенов в романе “Остров Крым” исходит из допущения, что большевикам в 1920 году не удалось разгромить врангелевскую армию, в силу чего Крым на десятилетия стал анклавом буржуазной демократии, В. Пьецух в романе “Роммат” предполагает, как шло бы развитие России в случае победы декабристов в 1825 году, В. Рыбаков в литературном проекте “Хольм ван Зайчик” показывает, что случилось бы с Россией и миром, если бы в XIII веке Русь и Орда в результате союза Александра Невского и Сартака – сына хана Батыя объединились в государство Ордусь, а в романе “Гравилет “Цесаревич”" - "что было бы, если бы" Александр II подписал Конституцию и революционное движение в России не получило развития. Расцвет жанра приходится на 90-е годы XX века. Как тип прозы А.-и. п. (альтернативная история) восходит к таким жанрам, как утопия и антиутопия (см.), однако, в отличие от них, осмысляет уже свершившуюся историю с современной точки зрения. Для А.-и. п. характерны изображение мира совершеннее, чем он есть, описание не реальных, а вымышленных событий, поиск общественного идеала, масштабность изображаемого, романный конфликт, зачастую фантасмагоричность повествования, иногда доходящая до абсурда, игра с историческими сюжетами. По мнению С. Чупринина, можно говорить об А.-и. п. как об одном из наиболее популярных подразделов современной фантастики (см.), что подчеркнуто учреждением в 1995 году специальной премии “Меч в зеркале”, присуждаемой произведениям этого жанра. См. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА

АМФИБРАХИЙ - (от греч. amphibrachys - краткий с двух сторон) - трехсложный стихотворный размер с сильным вторым слогом в стопе. Схема: U_U I U_U ...
Пример:

Шумела полночная вьюга
В лесной и глухой стороне.
А. А. Фет

АНАГРАММА - см. ПСЕВДОНИМ

АНАНИМ - см. ПСЕВДОНИМ

АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos - отраженный назад) - трехсложный стихотворный размер с сильным последним, третьим, слогом в стопе. Схема: U U _ I U U _...
Пример:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
И. А. Бунин

АНАФОРА - (от греч. anaphora - вынесение вверх) - стилистическая фигура: единоначатие, повторение слова или группы слов в начале стихотворных строк или прозаических фраз; одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций (см. ПАРАЛЛЕЛИЗМ).

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид.
А.С. Пушкин

См. также ПОВТОР

АНДЕГРАУНД - (от англ. underground - подземлный, подпольный) - непризнанные, чаще всего оппозиционные направления в искусстве, культуре. Общая черта литературных произведений, принадлежащих к А., - нарушение принятых в данном обществе идеологических запретов, игнорирование стилистических и языковых ограничений, зачастую моральных норм. Как правило, такие произведения либо издаются нелегально, либо пишутся «в стол», т. е. без надежды на публикацию. Однако с течением времени запреты ослабевают или снимаются, в этом случае произведение приходит к читателю, хотя и с определенной задержкой. К А. относят, например, «Лолиту» В. Набокова, «Москва – Петушки» Вен. Ерофеева и др.

АНЕКДОТ - (от греч. anekdotos - неизданный) - 1. Краткий вымышленный устный рассказ на злободневную тему, имеющий обязательную остроумную концовку, сатирическую или шутливую окраску. Например: "Господи! Смерти прошу у тебя, господи! Смерти прошу, не откажи, Господи... Не для себя же прошу!" 2. Устар. Короткий рассказ о смешном, забавном происшествии, некогда имевшем место. "Но дней минувших анекдоты // От Ромула до наших дней // Хранил он в памяти своей…" (А.С. Пушкин).

АНОНИМНОСТЬ - (от греч. anynimos - не имеющий имени) - свойство художественного произведения, автор которого не обозначен или неизвестен. А. может быть преднамеренной (в соответствии с собственным замыслом автора, например, в русских летописях) или возникшей по иным причинам (утрата имени автора). Автор, скрывающий свое имя, называется анонимом

АНТИГЕРОЙ - литературный персонаж, представляющий собою наиболее полное воплощение отрицательных черт и качеств. Например, А. русской литературы второй половины XIX в. выступает человек, чье существование бессмысленно, бездуховно или подчинено стереотипам среды и собственным эгоистическим побуждениям. Таковы "подпольный человек", Свидригайлов, Лужин в романах Ф.М. Достоевского, а в ХХ веке, например, Мечик в романе А. Фадеева "Разгром"", Зилов в драме А. Вампилова «Утиная охота» и др.

АНТИТЕЗА - (от греч. anti – против и thesis - положение) - противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов (например, Базаров и П.П. Кирсанов, Обломов и Штольц), композиционных (например, "Деревня"А.С. Пушкина) или сюжетных (например, чередование "военных" и "мирных" эпизодов в романе Л.Н. Толстого "Война и мир") элементов произведения. Для выражения А. часто используются антонимы (см.), например: "Война и мир", "Преступление и наказание", "Толстый и тонкий" и др.

АНТИУТОПИЯ - жанр, представляющий собой критическое описание общества утопического типа - своеобразную антитезу социальной утопии (см.). А. оспаривает миф, созданный утопистами без оглядки на реальность, подвергает сомнению саму идею идеального социума. При этом, если в жанре традиционной утопии происходит воображаемое обращение авторов в прошлое и настоящее, то в А. всегда обращена в будущее. В А. мир, выстроенный на тех же началах, что и мир утопии, дан изнутри, через чувства его единичного обитателя, испытывающего на себе, своей частной судьбе законы идеального общества. Любая утопия, даже самая объемная, всегда несколько схематична: она без колебаний рисует искомое равенство людей в идеальном государстве. А. - это попытка проникнуть внутрь утопической теории, не столько проверка утопии на ее осуществимость (авторами А. никогда не ставится под сомнение возможность осуществления технической стороны дела), сколько проверка "на нравственность". В А. используется особый «тип художественности»: в отличие от утопии, в ней есть романный конфликт. Рассмотрение этого конфликта и позволяет автору открыть свое отношение к происходящему в изображаемом мире. Крупнейшими А. ХХ века являются романы Е. Замятина "Мы" (1920), О. Хаксли "О дивный новый мир" (1932), Дж. Оруэлла "1984" (1949). Среди значительных в художественном отношении современных А. можно назвать следующие: "Москва 2042" В. Войновича, "Невозвращенец" А. Кабакова, "Кысь" Т. Толстой.


АНТОНИМЫ - (от греч. anti - против и onyma - имя) - слова, противоположные по значению, помогающие лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления: "белей лишь блеск, чернее тень"; "они сошлись: волна и камень / / стихи и проза, лед и пламень...".А. могут присутствовать в названиях: "Война и мир" Л.Н. Толстого, "Отцы и дети" И.С. Тургенева. А. используются в художественном тексте (наряду с синонимами (см.), омонимами (см.) и паронимами (см.)) как лексическое средство художественной выразительности, например: "Ты богат, я очень беден, // Ты прозаик, я поэт, // Ты румян, как маков цвет, // Я, как смерть, и тощ, и бледен" (А.С. Пушкин).

АПОКРИФ - (от греч. apokryphos - тайный, сокровенный) - в средневековой христианской литературе признанная неканонической (т. е. не совпадающей с официальным вероучением) и не вошедшая в состав Священного Писания книга, которая развивает и дополняет отдельные его сюжеты: сказания Библии, жития святых (см.), легенды о рае и аде, Страшном суде, вечной жизни праведников и т. д. Изобилующие экзотическими деталями и описаниями разнообразных чудес, А. пользовались большой популярностью на Руси, куда проникали преимущественно из Византии через посредство Болгарии, где были широко распространены начиная с Х века. Наиболее известные А.: Книга Еноха, псалмы Соломона, Апокалипсис Авраама, "Хождение Богородицы по мукам", "Откровение апостола Павла", Евангелие Фомы, Евангелие Никодима и др.

АРХАИЗМЫ - (от греч. archaios - древний) - устаревшие слова и выражения, использующиеся, как правило, в "высоком поэтическом" стиле и придающие художественной речи торжественность "Угас, как светоч, дивный гений" (М.Ю. Лермонтов); "Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия..." (А.С. Пушкин). Однако А. могут вносить в текст и иронический оттенок: "Опять я в деревне. Хожу на охоту, // Пишу мои вирши - живется легко..." (Н.А. Некрасов); "Жило-было Чудище...// Бегало на гульбища, // Сходбища и сборища. // Обожало зрелища, // В частности - позорища..." (Б. Заходер); "И что в результате баталии?.. Виктория или конфузия?" (Т. Устинова). Выделяются собственно лексические А. (устаревшие слова, называния существующих и сейчас предметов и понятий: перст - палец, вещий - мудрый, острог - тюрьма, зело - очень); лексико-семантические (слова, утратившие отдельные значения: аттестат - письменное свидетельство о службе, поведении кого-либо; станция - место остановки на больших дорогах, где проезжающие меняли лошадей; свет - высшее общество, круг людей, принадлежащих к привилегированным классам; гость - купец; позор - зрелище), лексико-фонетические (устаревшее фонетическое оформление слова: град - город, хоробрый - храбрый) и лексико-словообразовательные (слова, у которых устарели отдельные словообразовательные элементы: надобно, преступить, рыбарь). А. используются в художественном тексте (наряду с неологизмами (см.) и жаргонизмами (см. ЖАРГОН)) как лексическое средство художественной выразительности, например: "Носки от беготни крысиныя промокли..." (И. Бродский); "А то, прослыть рискуя снобом, // Влезаешь важно в шарабан // С гербами аглицкого клоба // И катишь важно, как чурбан" (С. Соколов). См. также ЛЕКСИКА

АРХЕТИП - (от греч. archetypon - модель, первообраз) - некий универсальный образ, мотив или сюжет, который наделен свойством "вездесущности" и пронизывает всю культуру человечества с древнейших времен до современности. Такие общечеловеческие символы, прообразы, мотивы, схемы и модели поведения и т. д., лежащие в основе мифов, фольклора и самой культуры в целом, переходят из поколения в поколение как "образы коллективного бессознательного" (К. Юнг). Например: злая мачеха, добрая и прекрасная падчерица, благородный разбойник, действие, связанное со сменой одежды (мотивом обновления, преображения), омовение водой (мотив очищения) и т. д. Ср. ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ

АСИНДЕТОН
- (от греч. asyndeton - несвязанное) - см. БЕССОЮЗИЕ

АССОНАНС - (от фр. assonance - созвучие) - 1. Один из видов звукописи (см.): многократное повторение в стихотворении (реже - в прозе) одинаковых гласных звуков, усиливающее выразительность художественной речи.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
А.С. Пушкин

2. Неточная рифма, в которой совпадают гласные звуки, а согласные - не совпадают (огромность - опомнюсь; жажда - жалко). См. также ПОВТОР.

АФОРИЗМ - (от греч, aphorismos - краткое изречение) - краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, философскую или житейскую мудрость; поучительный вывод, обобщающий смысл явлений. Например: "Краткость - сестра таланта" (А.П. Чехов). К А. иногда относят пословицы (см), однако А. имеет автора, в то время как пословицы - продукт народного творчества.

АЭД - (от греч. aiodos - певец) - в Древней Греции странствующий певец-импровизатор, автор героических поэм (Гомер). Пел в сопровождении лиры или кифары. С утратой героическим эпосом своих позиций в обществе уступает место РАПСОДУ (см.).

Другие статьи по теме


Источник: http://gramma.ru
Категория: Словарь | Добавил: kritik (2006-03-02) | Автор: С.П. Белокурова
Просмотров: 5634 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 | Сайт создан в системе uCoz