ОБРАЗ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ - условный носитель авторской (то есть не связанной с речью какого-либо персонажа) речи в прозаическом произведении, от лица которого ведется повествование; субъект речи (повествователь). О. п. проявляет себя только в речи и не может отождествляться с писателем, так как является плодом творческого воображения последнего. В разных произведениях одного писателя возможно появление различных О. п. В драме авторская речь сведена к минимуму (ремарки (см.)) и не звучит на сцене. ОБРАЗ РАССКАЗЧИКА - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. О. р. есть, например, в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина, в "Очарованном страннике" Н.С. Лескова. Часто (но не обязательно) выступает как участник сюжетного действия. ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме, картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала. О. х. помогает не только воспроизвести то или иное явление действительности, но и выразить его сущность. Двойствен по своей природе: с одной стороны, представляет собою продукт предельно индивидуализированного художественного описания, с другой — обладает функциональностью символа и несет в себе обобщающее начало. О. х. создается с помощью типизации, обобщения, вымысла (условности) и имеет самостоятельное эстетическое значение. ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ - жанр устного народного творчества: песни, связанные с различными праздниками или календарными обрядами, сопровождающие, например, свадьбу, сбор урожая, молотьбу, праздник Рождества Христова, масленицу и др. ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ - вид тропа: уподобление предмету. Например: "Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей" (Н.С. Тихонов). Разновидность метафоры (см.). ОДА - (от греч. oide - песня) - жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие. Например: М.В. Ломоносов "Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747года". ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА - разновидность строфы: строфа, состоящая из десяти строк и применявшаяся в одах XVI - XVIII веков во Франции, Германии, России и других европейских странах. Схема рифмовки О. с.: абабввгддг. Такой вид строфы использовал М.В. Ломоносов в "Оде на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747года": Тогда божественны науки Чрез горы, реки и моря В Россию простирали руки, К сему монарху говоря: "Мы с крайним тщанием готовы Подать в российском роде новы Чистейшего ума плоды". Монарх к себе их призывает, Уже Россия ожидает Полезны видеть их труды. ОККАЗИОНАЛИЗМЫ - (от лат. occasionalis - случайный) - индивидуально-авторские слова, созданные поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нем существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры: Умненькая учица, над столом склоненная, щурится, очкарица, вредница-ехидница. А. Левин ОКСЮМОРОН (ОКСИМОРОН) - (от греч. oxymoron - остроумно-глупое) - вид тропа: словосочетание, составленное из слов, противоположных по смыслу, основанное на парадоксе: "Смотри, ей весело грустить, // Такой нарядно обнаженной" (А. Ахматова); "Женщина, мужайся, ничего, // Это жизнь, бывало ведь и хуже..." (В. Вишневский). О. позволяет придать большую выразительность образу: горькая радость, сладкие слезы, "Живой труп" (Л.Н. Толстой), "Оптимистическая трагедия" (Вс. Вишневский) ОКТАВА - (от лат. octo - восемь) - 1. Разновидность строфы: строфа из восьми строк со строгой системой рифмовки и с обязательным чередованием мужских и женских рифм. Примером произведений, написанных О., могут служить "Домик в Коломне" и "Осень" А.С. Пушкина. 2. Стихотворение из восьми стихов, связанных тремя рифмами (система рифмовки - абабабвв). ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - вид тропа: изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу. Например: "О чем ты воешь, ветр ночной? // О чем так сетуешь безумно?" (Ф.И. Тютчев); "Сквозь волнистые туманы // Пробирается луна" (А.С. Пушкин). Разновидность метафоры (см.). ОМОНИМЫ - (от греч. homos - одинаковый и onyma - имя) - слова, совпадающие по звучанию и написанию, но различные по значению: брак (супружество) - брак (некачественная продукция). Кроме собственно О. различают омофоны (слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному) и омографы (слова, которые совпадают только на письме). О. используются в художественном тексте (наряду с синонимами (см.), антонимами (см.) и паронимами (см.)) как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры: Ты белых лебедей кормила, Откинув тяжесть черных кос... Я рядом плыл; сошлись кормила; Закатный луч был странно кос. В.Я. Брюсов ..врага уничтожают, когда он не сдается - а когда сдается, то его уничтожают тем более: кому такой он сдался. В. Строчков ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - строфа, созданная А.С. Пушкиным специально для романа "Евгений Онегин". Состоит из четырнадцати стихов со строгой системой рифмовки - абабввггдееджж: образует три четверостишия с различной схемой рифмовки (перекрестной, парной и опоясывающей) и завершается заключительным двустишием: В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал, Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал, В те дни в таинственных долинах, Весной, при кликах лебединых, Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне. Моя студенческая келья Вдруг озарилась: муза в ней Открыла мир младых затей, Воспела детские веселья, И славу нашей старины, И сердца трепетные сны. А.С. Пушкин ОПОЯСЫВАЮЩАЯ (ОХВАТНАЯ, КОЛЬЦЕВАЯ) РИФМОВКА - рифмовка, по расположению рифмующихся стихов соответствующая схеме: абба. При О. р. созвучны первая и четвертая, вторая и третья строки соответственно, например: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. А.С. Пушкин ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА - (от лат. orare - говорить) - один из риторических (см. РИТОРИКА) жанров: художественно обработанная и записанная живая речь, обращенная к слушателям; речь оратора. Произведения О. п. известны с древнейших времен. Ораторское искусство, достигшее расцвета в Древней Греции (Демосфен) и в Древнем Риме (Цицерон), в средние века было представлено, в основном, в речах священников и проповедников, однако в эпоху Возрождения и особенно Просвещения вновь обрело популярность (в России традиция О. п. возрождается XVII - XVIII вв. в речах Симеона Полоцкого, Феофана Прокоповича, М.В. Ломоносова и т. д.). Жанры О. п.: проповедь, панегирик, памфлет, торжественная речь, слово (например, (например, "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона; некоторые исследователи относят к О. п. "Слово о полку Игореве"). ОРАТОРСКИЙ СТИХ - См. ИНТОНАЦИЯ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ - разновидность литературного языка: один книжных стилей речи, обслуживающий сферы законодательства, делопроизводства, административно-правовые отношения. ОЧЕРК - эпический жанр: прозаическое произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора, то есть, в отличие от собственно рассказа, лишенное элементов вымысла. О. может включать в себя не только описание (портрет, пейзаж, интерьер (см.)), но и повествование о событиях и персонажах. Для жанра О. характерны также свободное построение и открытость авторской позиции. В зависимости от степени фактографичности различаются публицистико-документальный (его обычно рассматривают как жанр ПУБЛИЦИСТИКИ. См.) и художественный О. В публицистико-документальном О. события, факты и явления изображаются в том виде, в каком они существуют в самой действительности, а документальность (см.) является его специфическим жанровым признаком. Предметами изображения в художественном О. обычно становятся быт, уклад жизни, нравы той или иной среды (нравоописательный О.), ее типичные представители или яркие, выдающиеся, колоритные личности. К художественным относят так называемый "физиологический" О. (с преобладанием описания), очерки-биографии, путевые, сатирические О.
Другие статьи по теме
Источник: http://gramma.ru |