Суббота, 2024-04-27, 01:20Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Энциклопедия [6]
Словарь [26]
Словарь литературноведческих терминов

Мини-чат

Статистика

Rambler's Top100
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Архив
Главная » Статьи » Словарь

К
КАЛАМБУР - (от франц. calembour) - стилистический оборот или миниатюра, основанная на игре слов, их звуковом сходстве при различном смысле, придающая речи комический оттенок. К. может быть основан на омонимии, омофонии или переосмыслении устойчивого сочетания. Придает речи особую выразительность:

Ты грустно восклицаешь: "та ли я?
В сто сантиметров моя талия..."
Действительно, такому стану
Похвал я выражать не стану.
Д. Минаев

КАТАРСИС - (от греч. katharsis - очищение) - термин эстетики: "очищение", "просветление" человеческой души под влиянием сопереживания, сострадания, потрясения, вызванного соприкосновением человека с произведением искусства. Термин введен Аристотелем в его учении о трагедии. См. ТРАГЕДИЯ

КАТРЕН - (от франц. quatrain - четыре) - вид строфы (см.): четверостишие, строфа из четырех строк:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
А.С. Пушкин

КИТЧ (КИЧ) - (от нем. Kitsch - халтура, дурной вкус) - произведения массовой литературы, рассчитанные на невзыскательный вкус. К. характеризуется подчеркнутым эклектизмом, нарочитостью. Может быть непреднамеренным и намеренным (художественный прием, создающий иронический, пародийный эффект). "По сути, К. есть зарождение и одна из разновидностей постмодернизма. Произведение, принадлежащее к К., должно быть сделано на высоком художественном уровне, в нем должен быть увлекательный сюжет. Но это не настоящее произведение искусства в высоком смысле, а искусная подделка под него. В К. могут быть глубокие психологические коллизии, но там нет подлинных художественных открытий" (В. Руднев).

КЛАССИКА - (от лат. classicus - образцовый) - ттворения, признанные образцовыми в мировой литературе, например, произведения Сервантеса, Шекспира, Гете, Пушкина, Толстого, Достоевского и др. К. может быть как национальной (произведения Н.А. Некрасова в России, П. Мериме во Франции), так и имеющей всемирное значение (искусство Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, У. Шекспира, И.-В. Гете и др.). Ср. БЕЛЛЕТРИСТИКА, МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА, КИТЧ.

КЛАССИЦИЗМ - (от лат. classicus - образцовый) - литературное направление, сложившееся в европейской литературе XVII в., в основе которого:
1. Признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности - художественной нормой.
2. Принцип рационализма и "подражания природе".
3. Культ разума.
4. Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
5. Подчеркнутая объективность повествования.
6. Строгая иерархия жанров. Высокие: трагедия, эпопея, ода (в них изображаются общественная жизнь, история; действуют герои, полководцы, монархи). Средние: письма, дневники. Низкие: комедия, сатира, басня (предмет изображения - повседневная жизнь обычных людей). Смешение высокого и низкого жанров не допускалось. Образцами простого (низкого), среднего и высокого стилей считались вК. три произведения римского поэта Вергилия соответственно: "Буколики" (герой - пастух), "Георгики" (герой - пахарь) и "Энеида" (герой - вождь). Авторы классицистического направления не должны были выходить из круга предписанных стилем образов и сюжетов. Ведущий жанр К. - трагедия.
Художественное произведение К. организуется как искусственное, логически построенное целое, для которого характерны строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; герои строго разделяются на положительных (идеализируются) и отрицательных. Крупнейшими представителями европейского К. были П. Корнель, Ж.-Б. Мольер, Ж. Расин, теоретиком - Н. Буало (автор поэмы-трактата "Поэтическое искусство").
Рождение русского К. относят к 20 - 30-м гг. XVIII в. Наиболее полно черты этого направления проявились в творчестве таких русских писателей, как А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин и др.

КЛАУЗУЛА - (от лат. clausula - заключение) - конец стихотворной строки, группа слогов, состоящая из последнего в строке ударного и следующих за ним неударных. К. бывает мужской - с ударением на последнем слоге (листок), женской - с ударением на втором от конца слоге (море), дактилической - с ударением на третьем от конца слоге (девушка), гипердактилической - три и более безударных слогов (водоросли). Если повторяются созвучные К. двух и более стихов, возникает рифма.

КОЛЛИЗИЯ - (от лат. collisio - столкновение) - отображенная в художественном произведении борьба противоположных взглядов, интересов, стремлений, жизненных принципов, выражающаяся в конкретных событиях Типы К.: любовная, нравственная, социальная и т. д.

КОЛОРИТ - (от лат. color - краска, цвет) - в живописи - сочетание цветов, тонов, оттенков, в литературе - компонент эмоциональной окраски художественного произведения. Часто К. реализуется в "цветовом решении" той или иной сцены, всего произведения в целом (доминанта красного, черного, серого в главе "Бой" в "Пастухе и пастушке" В. Астафьева, преобладание ярких, сочных тонов и оттенков желтого в "Солнечном ударе" И.А. Бунина, серый цвет как атмосфера человеческого существования в чеховской "Даме с собачкой" и т. п. ).

КОЛЬЦО - разновидность повтора (см): обрамление, повторение в конце произведения каких-либо элементов его начала (звуковых, лексических, синтаксических, смысловых).
Н е пой красавица при м н е (звуковое К.)

Стихия Александра Блока -
Метель, взвивающая снег.
Как жуток зыбкий санный бег
В стихии Александра Блока.
Несемся - близко иль далеко? -
Во власти цепенящих нег.
Стихия Александра Блока -
Метель, взвивающая снег.
Ф. Сологуб
(лексическое и синтаксическое К.)

КОМЕДИЯ - (от греч. от komos - веселая толпа < k?mos - веселая толпа, процессия на дионисийских празднествах и odie - песня) - один из ведущих жанров драмы: произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства. Различают "К. положений" (предпочтение отдается событиям, интриге: У. Шекспир "Комедия ошибок"), "К. нравов" (в основе ее - яркое изображение общественных нравов: "Тартюф" Ж.-Б. Мольера), сатирическую К. ("Клоп" В.В. Маяковского), К. характеров (источник смешного - характеры: "Горе от ума" А.С. Грибоедова). Часто возможно слияние тех или иных названных разновидностей К. (Н.В. Гоголь "Ревизор").

КОМИЧЕСКОЕ - (от греч. komikos - смешной, веселый) - эстетическая категория, отражающая противоречия действительности и содержащая их критическую оценку. В основе К. - противоречие, несоответствие безобразного и прекрасного, ничтожного и возвышенного, реального и идеального и т. п. Виды К.: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск.

КОМПОЗИЦИЯ - (от лат. compositio - составление, соединение, сложение) - построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора. В самом общем виде выделяют линейную (например, роман И.А. Гончарова "Обыкновенная история"), инверсионную (например, рассказ И.А. Бунина "Легкое дыхание"), кольцевую (например, рассказ В. Набокова "Круг") и т. д. К.

КОНТЕКСТ - (от лат. contextus - тесная связь, соединение) - относительно законченный, самостоятельный в смысловом отношении фрагмент текста, в котором отдельное слово или фраза получают конкретное содержание, то необходимое и достаточное "словесное окружение, благодаря которому смысл отдельного слова становится понятным" (Е. Эткинд), например: железная (руда), железное (кольцо), железная (дорога), железный (занавес), железная (воля), железный (век).

КОНФЛИКТ - (от лат. conflictus - столкновение) - острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия художественного произведения. К. выражается в противоборстве, противоречии, столкновении между героями, группами героев, героем и обществом или во внутренней борьбе героя с самим собой. Развитие К. приводит в движение сюжетное действие. К. может быть разрешимым или неразрешимым (трагический К.), явным или скрытым, внешним (прямые столкновения характеров) или внутренним (противоборство в душе героя). Особое значение как элемент сюжета имеет в драматургических произведениях (см. ДРАМА).

КОНЦЕПТУАЛИЗМ - (от лат. conceptus - мысль, представление) - одно из постмодернистских (см. ПОСТМОДЕРНИЗМ) течений в прозе и поэзии последней трети ХХ века, возникшее как эстетическая реакция на социалистический реализм, на искусство эпохи застоя. К. имеет дело не с образами, а с идеями. Автор-концептуалист оперирует сложившимися в советский период идеологическими штампами (концептами), т. е. "затертыми до дыр советскими текстами или лозунгами, речевыми или визуальными клише" (В. Руднев), а также известными формулами классической литературы, доводя изображаемое до абсурда:

Шли съезды. Шли снега. Цвели цветы.
Цвел диатез. Пеленки золотились.
Немецкая коляска вдаль катилась.
И я забыл мятежные мечты.
Т. Кибиров

Ах, скифы мы, ах азиаты мы
с опухшими и жадными очами...
Но где же вы, друзья одномолчане?
Иных уж нет, а те - вдоль Колымы.
В. Строчков

Стилевые приметы К. - игра со штампами, центонность (см. ЦЕНТОН), использование пародийной техники, эксперименты в области языка: "Спимая радость уснет, Спимая мною одним..." (А. Левин). Наиболее значительные представители К. в поэзии 70-х -80-х гг. ХХ в. - Я. Сатуновский, Л. Рубинштейн, Т. Кибиров, Д. Пригов и др. Концептуальное искусство, работавшее с языком советской пропаганды и идеологии получило название соцарта ("социалистического искусства"). См. СОЦАРТ.

КОНЦЕПЦИЯ - (от лат. conceptio - восприятие) - система взглядов, точка зрения; способ рассмотрения каких-либо явлений; общий замысел.

КОНЦОВКА - устойчивая словесная формула, которой завершаются сказки, былины и другие произведения устного народного творчества: "Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало" (сказочная К.); "Тут ему и славу поют..." (былинная К.) и др.

КОСМОНИМ - См. ПСЕВДОНИМ

КРИПТОНИМ - См. ПСЕВДОНИМ

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА - имеющие статус афоризмов выражения, оторвавшиеся от письменного первоисточника и получившие самостоятельную жизнь в различных контекстах (обиходно-бытовой речи, публицистике и т. д.), а также изречения, принадлежащие или приписываемые историческим лицам, политическим и общественным деятелям и т. п., например: "Муза дальних странствий" (Н. Гумилев). К. с., восходящие к Библии, называются библеизмами ("Разверзлись хляби небесные". Быт: 7, 11-12). В отличие от пословиц (см.) и собственно афоризмов (см.), К. с. нередко бытуют в переработанном, преображенном виде, а иногда приобретают новое значение, например: "Чего тебе надобно, старче?" (А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке") - "Отличный у вас план, - говорю я, - точный, детальный, все в нем предусмотрено. Кончаются деньги, появляется рыболовецкий колхоз. Забрасываете невод и вытаскиваете золотую рыбку. Чего тебе надобно, Димче? Прекрасный план!" (В. Аксенов "Звездный билет").

КУЛЬМИНАЦИЯ - (от лат. culmen - вершина) - структурный элемент сюжета: вершина конфликта, момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий. К. раскрывает основную проблему произведения и характеры героев наиболее полно, после нее действие обычно ослабевает. Предшествует развязке (см.). В произведениях с множеством сюжетных линий возможно наличие не одной, а нескольких К.

КУМУЛЯЦИЯ - (от лат. cumulatio - увеличение, скопление, нагромождение) - количественное накопление тех или иных элементов в произведении. Термин используется применительно к фольклору (например для обозначения принципа организации композиции в так называемых кумулятивных сказках "Колобок", "Теремок", "Репка" и др.).

КУПЛЕТ - (от франц. couplet)
1. Строфа в песне.
2. Песенка сатирического характера, исполняемая самостоятельно или как вставной номер в водевиле или оперетте.

Другие статьи по теме


Источник: http://gramma.ru
Категория: Словарь | Добавил: kritik (2006-03-02) | Автор: С.П.Белокурова
Просмотров: 2324 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 | Сайт создан в системе uCoz