Четверг, 2024-03-28, 17:48Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Энциклопедия [6]
Словарь [26]
Словарь литературноведческих терминов

Мини-чат

Статистика

Rambler's Top100
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Архив
Главная » Статьи » Словарь

В
ВАРВАРИЗМЫ - (от лат. barbaris - чужеземный) - слова и выражения, заимствованные из чужого языка в разные периоды исторического развития (позже возможна их ассимиляция языком, так как В. - понятие исторически подвижное). Слова и словосочетания, взятые из французского языка, называются галлицизмами, из немецкого - германизмами, из польского - полонизмами. В. - одно из средств речевой характеристики персонажей в художественном тексте. Используются также для создания определенного колорита или в случае, если ее автор не находит в родном языке соответствующего аналога.

Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет...
А. Пушкин

ВАРИАНТ - (от лат. varians, variantis - изменяющийся) - 1. Разночтения, текстовые отличия между автографами (списками) одного и того же произведения, появляющиеся в результате авторской переработки текста, но не ведущие к созданию новой редакции (см.). В отличие от редакции (см.), В. не меняет концепцию произведения, его идейную направленность или художественную форму. 2. В устном народном творчестве: текст, получающийся в результате каждого данного исполнения произведения сказителем (см.) 3. В древнерусской литературе: список одного и того же произведения.

ВЕНОК СОНЕТОВ - См. СОНЕТ

ВЕРЛИБР (СВОБОДНЫЙ СТИХ) - стихотворная форма, стоящая на своего рода грани между стихом и прозой: в В. отсутствуют рифма, традиционная метрическая организация (равенство акцентов в стихе), количество слогов в стихотворной строке и строк в строфе может быть произвольным. Из особенностей стихотворной речи у В. сохраняется деление на строки с выраженной паузой в конце каждой строки.

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.
А. Блок

ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ - художественные образы, которые, возникнув в конкретных исторических условиях, приобретают настолько очевидную внеисторическую значимость, что впоследствии, превращаясь в своеобразные символы, так называемые "сверхтипы", вновь и вновь возникают в творчестве писателей последующих эпох (например, образ Гамлета, героя одноименной трагедии У. Шекспира, получил воплощение в одноименных трагедиях А.Н. Сумарокова и Ж.-Ф. Дюсиса, рассказе И.С. Тургенева "Гамлет Щигровского уезда", поэзии А.А. Блока, Б.Л. Пастернака, М.И. Цветаевой и др.). В В. о. запечатлены главные качества и свойства человеческой личности (готовность к самопожертвованию, стремление обрести истину, тяга к идеалу, поиски смысла жизни и др.). и широта типизации В. о. так велики, что меняющаяся историческая обстановка позволяет развивать заложенный в них универсальный смысл, усиливая те или иные оттенки. К В. о. относят, например, Прометея, Фауста, Дон Жуана, Дон Кихота, Гамлета. В. о. не следует смешивать с образами так называемых типических героев (см.ТИП ЛИТЕРАТУРНЫЙ).

ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ - вставные (см). эпизоды, рассказы и лирические (авторские) отступления (см.) в эпическом или драматическом произведении, не входящие в сюжетное действие, основная функция которых - расширить рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, напрямую не связанных с сюжетом. Пример В. э. - авторские отступления в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина или "Мертвых душах" Н.В. Гоголя.В. э. в сказке - присказка (см.), в былине - запев (см.).

ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ - художественный прием психологизма (см.): воспроизведение речи действующего лица, обращенной к самому себе и не произнесенной вслух. Широко используется в художественных произведениях для того, чтобы раскрыть внутренние переживания героя, воссоздать его внутренний мир. В. м. имитирует устную речь персонажа, непосредственно рождающуюся в данный момент времени, поэтому часто имеет нелинейный характер: он отражает душевное состояние персонажа как поток чувств, образов, воспоминаний, в котором могут отсутствовать логика, смысловая и синтаксическая упорядоченность. Впечатления, скачки ассоциаций, мысли, переживания, ощущения героя переплетаются, сливаются в единый поток внутренней речи, где сознательное нередко неотделимо от бессознательного (например, В. м. Родиона Раскольникова после убийства старухи и ее сестры в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" или предсмертный В. м. Анны Карениной в одноименном романе Л.Н. Толстого).


ВНУТРЕННЯЯ РИФМА - рифмовка слов, стоящих в середине стиха.

Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам...
Н.А. Некрасов

ВОДЕВИЛЬ - (от франц. vaudeville) - вид комедии: пьеса развлекательной направленности с занимательной интригой и незатейливым бытовым сюжетом, в которой драматическое действие сочетается с музыкой, песнями, танцами.

ВОЕННАЯ ПРОЗА - прозаические произведения советской и российской литературы, посвященные Великой Отечественной войне. Авторы В.п. - В. Богомолов, Г. Бакланов, В. Быков, Ю. Бондарев, В. Некрасов и др.

ВОЛЬНЫЙ СТИХ - стихотворная форма, в которой нерегулярно чередуются строки разной длины (обычно четырех-, пяти- и шестистопный ямб, реже - хорей или один из трехсложных размеров). Исторически связан с жанром басни, поэтому иногда его называют "басенным стихом". В. с. широко использовался и в драматургии (А. Грибоедов "Горе от ума", М. Лермонтов "Маскарад"), и в лирической поэзии.

ВРЕМЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - См. ХРОНОТОП

ВСТАВНОЙ РАССКАЗ - внесюжетный элемент повествования: фрагмент текста художественного произведения, напрямую не связанный с основным повествованием, но подчиненный главной мысли произведения (например, "Повесть о капитане Копейкине" в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души").

ВЫМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - средство создания художественных образов: присущая только искусству форма воссоздания и отображения жизни в сюжетах и образах, не имеющих прямой соотнесенности с реальностью. Мера В. х. в произведении может быть различна: существует "установка" на вымысел, но существуют и документальные произведения (см. ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ), где вымысел исключается.

Другие статьи по теме


Источник: http://gramma.ru
Категория: Словарь | Добавил: kritik (2006-03-02) | Автор: С.П.Белокурова
Просмотров: 1983 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 | Сайт создан в системе uCoz