Четверг, 2024-03-28, 18:59Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Энциклопедия [6]
Словарь [26]
Словарь литературноведческих терминов

Мини-чат

Статистика

Rambler's Top100
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Архив
Главная » Статьи » Словарь

М
МАДРИГАЛ - (от итал. madrigale, от позднелат. madricale - песня на родном языке) - жанр лирики: стихотворение хвалебного содержания в классической поэзии (противоположно эпиграмме, но сходно с ней небольшим объемом и структурой). Как правило, обращено к женщине.

Мадригал М…ой

О вы, которые любовью не горели,
Взгляните на нее – узнаете любовь.
О вы, которые уж сердцем охладели,
Взгляните на нее: полюбите вы вновь.
(А.С. Пушкин)

МАКАРОНИЗМ - (от итал. machaeroni - макароны) - иностранное слово или выражение, механически, в неизмененном виде внесенное в речь, например: "Вздумалось моей кузине // Бедную меня, малад, // Проводить жюска Кронштадт" (И. Мятлев). Малад [фр. malade] - больная; жюска [фр. jusgu'a] - до. См. также МАКАРОНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

МАКАРОНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ - (от итал. machaeroni - макароны) - изобразительное средство языка: включение в стихотворное или прозаическое произведение иноязычных слов (варваризмов (см.), макаронизмов (см.)), перенесенных в неизменном виде или подчиненных морфологическим нормам языка автора; сочетание в тексте русских и иностранных слов. Например: "И промыслила билет // Для себя э пур Аннет" (и для Анны) (И. Мятлев); "Пермете... ну, да что тут! Просто ангажирую вас на мазурку" (М.Ю. Лермонтов). Придает тексту комический характер (см., например, сказ Н.С. Лескова "Левша").

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - специфическое явление культуры XX в., в основе которого примитивное, схематизированное отражение человеческой жизни и бытовых взаимоотношений людей. М. к. апеллирует к стандартам и стереотипам сознания людей. Необходимое свойство произведений М. к. - занимательность, без чего невозможен их коммерческий успех. Существенное место М. к. отводит "запретным" темам: секс, насилие, мистика и пр. Противопоставляется фундаментальной культуре. Неотъемлемой частью М. к. являются массовое искусство и массовая литература.

МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА - 1. Вся не получившая высокой эстетической оценки литература (малозначительное явление в национальной культуре и литературе).
2. Множество популярных произведений, рассчитанных на читателей с нетребовательным литературным вкусом, не приобщенных к высшим достижениям художественной культуры, так называемая "формульная литература", жанровая форма которой строго регламентируется с точки зрения сюжета, его основных перипетий, действующих лиц, языка, манеры повествования и даже объема (любовный роман, детектив, вестерн и пр.). Вопреки общепринятым представлениям, широкое распространение М. л. отнюдь не является завоеванием современности. В средневековье, например, роль литературы для повседневного чтения играла агиография (см.), к которой, хотя и с известными оговорками, вполне приложимо большинство характеристик популярного жанра: ориентация на образец, использование готовых схем построения сюжета, устоявшихся языковых формул и клише. В разных странах Европы, начиная со второй четверти ХIХ века, под определение М. л. подпадают мелодрама (см.) и авантюрный (в том числе – авантюрно-исторический) роман (см.), детектив, криминальный роман (боевик), триллер, любовный (женский, дамский, розовый) роман, научная и не научная фантастика, фото- и кинороман, фэнтези (см.). К М. л. применяются (в противовес "высокой, элитарной, классической" литературе) наименования "тривиальной, развлекательной, рыночной или "дешевой" словесности, паралитературы (окололитературы), беллетристики, китча" (см.), иногда грубо-оценочный ярлык "чтиво". Однако, хотя определения "популярная", "массовая", "коммерческая" и т. п. зачастую используются в оценочном значении, строго говоря, массовость напрямую не связана с эстетической ценностью: массовым следует назвать любое произведение, возникшее после изобретения книгопечатания и бытующее в условиях современного технического прогресса. Гораздо более логичным кажется предложенное Н.И. Толстым определение беллетристики такого рода как "третьей словесности", то есть народно-городской литературы, представляющей собой некое среднее арифметическое между элитарной культурой и фольклором. М. л., как правило, ориентирована на потребности читателя (покупателя). Рецепты М. л. обычно составляются на основе облегченного и "популяризованного" восприятия произведений подлинного искусства, откуда "третья словесность" нередко заимствует темы, сюжеты, систему общих мест, традиционных нравственных ценностей, но - адаптируя, усредняя их, делая максимально доступными для восприятия. В попытках вычленить то немногочисленное общее, что может быть у большинства людей, М. л. использует готовые модели, ориентируется на канон и стандарт, формулу и схему, штамп и клише. Набор приемов, используемых "третьей словесностью", весьма ограничен, поэтому характерными особенностями М. л. стали подчиненность стереотипам (клишированностъ), ослабленность роли автора (вплоть до полной нивелировки, когда под условным именем работает ряд сменяющих друг друга авторов или авторский коллектив (например, брэнды "Виктория Платова", "Макс Фрай"), принцип серийности. К М. л. относят произведения, создаваемые "здесь и сейчас" и выходящие миллионными тиражами.

МАССОВОЕ ИСКУССТВО - понятие, которым с середины XX в. обозначают произведения, порожденные массовой культурой, ориентированные на невзыскательного, "среднего" человека со слаборазвитым художественным вкусом и распространяющиеся через средства массовой коммуникации (телевидение, кино, популярная музыка, многотиражные произведения литературы в жанрах любовного романа, детектива, триллера, боевика и т. п.). Опирается на стереотип сознания, жанровую схему, которая не должна нарушаться. Антипод "высокого" искусства (последнее представители массового искусства называют "элитарным"). Средство манипуляции массовым сознанием. См. также Китч.

МЕЗОСТИХ - См. АКРОСТИХ

МЕЛОДРАМА - (от греч. melos - мелодия, песня и drama - драма) - 1. Музыкально-драматическое произведение, в котором речь персонажей сопровождается музыкой, но, в отличие от оперы, действующие лица не поют, а говорят.
2. Разновидность драмы, для которой характерны острая, занимательная интрига, преувеличенные патетика и эмоциональный накал чувств ("слезливость"), нередко - тенденциозная морализация.
М. была популярна в России в 30 - 40-е годы XIX века (мелодрамы Н. Кукольника, Н. Полевого).

МЕМУАРЫ - (от франц. memoire – память, воспоминание) - вид эпической словесности: хроникальное и фактографическое повествование от лица автора, в котором отражены подлинные события, некогда реально происходившие, а теперь вспоминаемые. Главное, что составляет ценность М., - достоверность и непосредственность отражения впечатлений жизни. М. исключают возможность поэтического вымысла в обрисовке исторических деятелей и событий. Формы М.: автобиографическая повесть, очерк, дневник, заметки и т. д. Классическими образцами М. в русской литературе являются "Былое и думы" А.И. Герцена, "История моего современника" В.Г. Короленко и др.

МЕНИППЕЯ - 1. Группа античных жанров "серьезно-смехового" плана, смело сочетающих стихи и прозу и характеризующихся свободным соединением серьезности и комизма, философских рассуждений и сатирического осмеяния, общей пародийной установкой, а также пристрастием к фантастическим ситуациям (полет на небо, нисхождение в преисподнюю и т. п.). М. создает для персонажей возможность свободного от всяких условностей поведения. Основателем жанра М. (менипповой сатиры) считается греческий философ и сатирик Менипп из Гадары, живший в III в. до н. э.; развили жанр М. Варрон, Сенека Младший, Петроний, Лукиан. 2. В современном значении М. (термин М.М. Бахтина) - жанровая разновидность романа, произведение подобного типа (например, романы Ф. Рабле, М. А. Булгакова). Основной чертой М. литературоведы считают сочетание смелого вымысла, фантастики с постановкой исключительных по глубине философских проблем (испытанием "последних" вопросов). К характерным чертам М. следует также отнести многоплановость повествования: сочетание "высокого" (философского, исторического, библейского) и "низкого" (реального, бытового) планов; многостильность и (нередко) многосюжетность; присутствие так называемых мениппейных персонажей (например, Коровьев, Бегемот в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"). Главной особенностью жанра М. является особое отношение творящего (художника) к изображаемой действительности: "сатиризирующий", "карнавализирующий" (М.М. Бахтин) подход к миру и человеку в нем. По мысли исследователя, М. вырастает из осознания человеком "незавершенности-несовершенства" мира и человека, которые как раз поэтому нуждаются в совершенствовании.

МЕТАФОРА - (от греч. metaphora - перенос) - вид тропа: переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются. Разновидностями М. являются:

1. Олицетворение - уподобление живому существу:

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна
А.С. Пушкин
2. Овеществление - уподобление предмету:

Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей
Н.С. Тихонов

МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - способ отражения действительности в произведениях искусства: особый тип образного видения мира (концепция мира и человека); общий принцип отбора, обобщения и оценки писателем жизненного материала, общий подход писателя к действительности. Понятие М. х. включает в себя:
1) принципы художественного отбора;
2) способы художественного обобщения (типизации);
3) принципы эстетической оценки действительности;
4) принципы художественного воплощения действительности в произведении искусства.
М. х. бывает реалистический (реализм и его разновидности) и нереалистический (романтизм и его разновидности), продуктивный (формирующий художественную систему) и непродуктивный (образующий одно литературное направление).

МЕТОНИМИЯ - (от греч. metonomadzo - переименовываю) – вид тропа: сближение, сопоставление понятий, основанное на замене прямого названия предмета другим по принципу смежности (содержащее – содержимое, вещь – материал, автор – его произведение и т. п.), например: "Исступленно запели смычки…" (А. Блок) - "запели смычки" - скрипачи заиграли на своих инструментах; "Ты вел мечи на пир обильный…" (А.С. Пушкин) - "мечи" – воины. "Фарфор и бронза на столе, // И, чувств изнеженных отрада, // Духи в граненом хрустале..." (А.С. Пушкин) - "фарфор и бронза", "в хрустале" - изделия из бронзы, фарфора и хрусталя; "Театр уж полон, // Ложи блещут, // Партер и кресла - все кипит..." (А.С. Пушкин) - "ложи блещут" - блещут (блестят) женские украшения на дамах, сидящих в ложах, "партер и кресла" - публика в партере (пространство за креслами) и креслах (места в передней части зрительного зала) театра.

МЕТР - (от греч. metron – мера) - принцип, на котором основан ритмический строй стиха, основа его звукового ритма, дающая возможность предсказать появление определенных звуковых элементов на определенных позициях, то есть упорядоченное чередование в стихе сильных и слабых мест (см.). В русском силлабо-тоническом стихосложении различают пять метрических стоп (метров): двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Каждый М. дает несколько стихотворных размеров (см. РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ). См. также РИТМ

МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - (от лат. metron - мера) - система стихосложения, возникшая в в Древней Греции в VIII в. до н. э. и основанная на чередовании долгих и кратких слогов, так как древнегреческий язык и латынь характеризуются долготой и краткостью гласных звуков. Слоги соединялись в стопы, повторение которых образовывало стих (см.) и обусловливало его певучий ритм: поэты античности не читали стихи, а пели в сопровождении лиры - от названия этого музыкального инструмента и происходит слово "лирика". В М. с. не было рифмы.

МИСТИФИКАЦИЯ - (от греч. myst?s - посвященный, знающий таинства, и лат. facere - делать, притворяться) - 1. Сознательное указание ложного авторства в целях противоцензурной маскировки, ведения литературной и общественно-политической полемики или литературной игры. 2. Литературное произведение, созданное автором от имени и в образе другого лица. Известная М. второй половины XIX в. - сочинения Козьмы Пруткова, которого долгое время считали реальным человеком, в то время как его "родителями" были поэты А.К. Толстой и братья А.М. и В.М. Жемчужниковы; в начале ХХ в. под маской Черубины де Габриак скрывалась Е.И. Дмитриева (Васильева).

МИФ - (от греч. mythos слово, речь) -
1. Древнее народное сказание о богах и легендарных героях, о происхождении мира и жизни на земле, передающее представления людей о мире и месте человека в нем; создание коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде конкретных персонификаций (см.) и одушевлённых существ, которые мыслятся первобытным сознанием как вполне реальные. В дальнейшем мифы, их мотивы и образы часто служили источником для произведений изобразительного искусства и художественной литературы (вплоть до настоящего времени).
2. Определенное представление о мире, воплощенное в отвлеченных сюжетах и образах (Прекрасная Дама в поэзии А. Блока).

МИФОПЭТИКА - в современном значении термин М. можно истолковать как исследование "проекции" мифа (мифологического сюжета, образа, мотива и т. д.) на произведение. При этом термин "миф" следует понимать расширительно (см. толкование М. в "Словаре культуры ХХ века" В. Руднева). Например, с точки зрения М., согласно Рудневу, "Винни-Пуха" А. Милна можно прочесть не только как произведение детской литературы, но и как постмодернистский текст, где ключевую роль играет поэтика (см.) неомифологизма (см.), в частности мифологема мирового дерева: все герои живут на деревьях и с деревьями же связаны наиболее значимые события сюжета. Поваленное ветром дерево символизирует конец мира виннипуховского леса.

МНОГОСОЮЗИЕ - стилистическая фигура: намеренный повтор союзов, который используется для интонационного и логического подчеркивания, выделения соединяемых союзами членов предложения, оборотов или частей сложного предложения:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
(И.А. Бунин)

МОДЕРНИЗМ - (от франц. moderne - современный, новейший) -
Условное обозначение периода культуры конца ХIХ - середины ХХ в.: совокупность нереалистических философско-художественных направлений в искусстве этой эпохи, которые объединяет идея обновления, пересмотра философских основ, творческих принципов, самого языка классического искусства ХIХ в. М., так же, как и декаданс (см.), своеобразно сфокусировал и выразил настроения "конца-начала века".
2. Литературное направление первой половины ХХ века, объединяющее в себе множество школ и течений (в мировой литературе наиболее крупными течениями М. считаются импрессионизм и экспрессионизм, в русской – символизм и акмеизм). М. в основе своей противоположен реализму как традиционному искусству: для М. характерны антиисторизм мышления (история подменяется некоей моделью мира, в котором ничего не меняется, мифологизацией прошлого, настоящего и будущего); интерес к человеку вообще, а не к человеку как продукту своей эпохи (конкретно-историческая обстановка в произведениях М. не имеет значения, ибо "человек, как лошадь, вечно ходит с закрытыми глазами по одним и тем же кругам" (Д. Джойс)); отсутствие социальной типизации. М. преобразовывает мир средствами искусства, стремится моделировать свою реальность. Кроме того, важными чертами модернистской эстетики являются принцип синтеза искусств, слияние реального и фантастического, размывание границ между реальностью и искусством, новаторство в области формы и содержания и т. д. Ср. РЕАЛИЗМ

МОНОЛОГ - (от греч. monos - один, logos - слово, речь) - речь одного человека в художественном произведении, развернутое высказывание одного персонажа или повествователя. М. могут быть обращенными к определенному адресату или уединенными (произносимыми в одиночестве вслух или же принимающими форму внутренней речи - внутренний М.).

МОТИВ - (от франц. motif - мелодия, напев) -
1. В произведениях устного народного творчества: мельчайший элемент сюжета, простейший значимый компонент повествования (например, мотив дороги, мотив поиска пропавшей невесты, мотив узнавания и др.). Из многочисленных М. складываются различные сюжеты. В фольклоре сопоставление сходных М. используется с целью реконструкции первоначальной формы сюжета и прослеживания его миграции в сказках, былинах и мифах народов мира
2. Второстепенная, дополнительная тема произведения (своеобразная микротема), задача которой дополнить или подчеркнуть основную (например, М. одиночества, странничества, изгнанничества в лирике М.Ю. Лермонтова, М. холода в рассказах И.А. Бунина «Холодная осень» и "Легкое дыхание", М. смерти в "Сказке о мертвой царевне..." А.С. Пушкина, М. полнолуния в "Мастере и Маргарите" М.А. Булгакова)

МУЖСКАЯ РИФМА - рифма с ударением на последнем слоге, например:

И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык.
А.С. Пушкин

См. также КЛАУЗУЛА

Другие статьи по теме


Источник: http://gramma.ru
Категория: Словарь | Добавил: kritik (2006-03-02) | Автор: С.П.Белокурова
Просмотров: 3200 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 | Сайт создан в системе uCoz