Четверг, 2024-04-25, 03:09Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Энциклопедия [6]
Словарь [26]
Словарь литературноведческих терминов

Мини-чат

Статистика

Rambler's Top100
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Архив
Главная » Статьи » Словарь

Н
"НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА" - литературное течение, сыгравшее важную роль в развитии русской литературы 40 - 50-х гг. XIX в. Н. ш. - Н. ш. - особый этап в развитии русского реализма, преемственно связанный с именем Н.В. Гоголя: художники Н. ш. развили творческие и идейные принципы писателя. Главным идеологом Н. ш. был В.Г. Белинский ("Взгляд на русскую литературу 1847 г."). Через период увлечения идеями Н. ш. в ранний период творчества прошли Д.В. Григорович, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, Н.А. Некрасов и др. Программными для Н. ш. стали сборники "Физиология Петербурга" (1845) и "Петербургский сборник" (1846). Русской Н. ш. был свойствен обостренный интерес к теме "маленького человека" из социальных "низов". Художественные принципы Н. ш. наиболее четко выразились в жанре "физиологического очерка" - произведения, ставящего своей целью предельно точное фиксирование определенных социальных типов (помещика, крестьянина, чиновника, городского бедняка и т. п.), их бытовых и профессиональных особенностей, привычек и т. д., в "физиологическом очерке" часто использовались статистические и этнографические данные. Кроме "физиологического очерка" основными жанрами Н. ш. были роман и повесть (например, "Бедные люди" Ф.М. Достоевского, "Обыкновенная история" И.А. Гончарова). Определение Н. ш. принадлежит Ф. Булгарину, иронически обозначившему этим словосочетанием новое направление.

НАЗВАНИЕ - См. ЗАГЛАВИЕ

НАПЕВНЫЙ СТИХ - один из интонационных типов стиха, наряду с декламационным (ораторским) и говорным. Различают три вида Н. с.: куплетный, песенный, романсный. См. также ИНТОНАЦИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ - общность идейно-эстетических принципов, свойственных творчеству множества писателей на определенном этапе литературного развития. Принадлежность писателей к одному Н. л. предполагает общность культурно-эстетической традиции, однотипность миропонимания авторов; единство социальной и культурно-исторической ситуации творчества (закономерности общеисторического характера), схожесть принципов изображения жизни. В основе каждого Н. л. лежит художественный метод (см. МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ). В русской литературе наиболее значительными Н. л. принято считать классицизм, сентиментализм, романтизм, критический реализм, модернизм, социалистический реализм. Однако отношение к поставленным проблемам, эстетические идеалы писателей, их художественные концепции внутри одного Н. л. могут быть различны в зависимости от конкретного подхода к решению поставленных задач, поэтому внутри направлений принято выделять литературные течения (разновидности одного направления, отличающиеся друг от друга эстетическими и идеологическими принципами и, как правило, не создавшие своего художественного метода), например, модернистские течения: импрессионизм, экспрессионизм, символизм, акмеизм. В рамках Н. л. и течений нередко существуют так называемые школы: объединения литераторов-единомышленников, в основе творчества которых лежат общие художественные принципы, по большей части сформулированные теоретически: "озерная школа" в английской поэзии, натуральная школа (см.) в русском реализме.

НАРОДНОСТЬ - 1. Близость художественного произведения, его духа широким народным массам; способность выражать и художественно воплощать общенародные, общенациональные интересы, взгляды, пристрастия, настроения, симпатии и антипатии, "быть верным действительности при изображении и низших, и средних, и высших сословий" (В.Г. Белинский). Проявляется в правдивости содержания, глубине и значительности идей, в пафосе, сюжете, характерах, средствах художественной выразительности. Н. не является сугубо внешней категорией, а определяется в значительной степени духом произведения, его внутренней связью с народом, общенациональными приоритетами. 2. Воспроизведение в фольклоре и литературе народной психологии, изображение и оценка событий с точки зрения народа, связь произведения с народной образностью и символикой.

НАРОДНЫЙ СТИХ - тонические стихотворные формы устного народного творчества: говорной стих (поговорки, пословицы, загадки, прибаутки), речитативный (былины, баллады, исторические песни, духовные стихи), песенный (лирические песни).

НАТУРАЛИЗМ - (от лат. natura - природа) - 1. Литературное направление, сложившееся в конце XIX в. под влиянием больших успехов и фундаментальных открытий естествознания того времени. Основоположником и теоретиком Н. стал Э. Золя ("Экспериментальный роман", 1880). Основное требование Н. - привлечение опыта естествознания к созданию художественных произведений. Натуралисты, отказываясь от обобщений, декларировали принцип максимальной научности, объективности в изображении явлений действительности: для этого направления характерны стремление авторов описывать жизнь с предельной точностью, а не преобразовывать ее эстетически, критическое отношение к буржуазному обществу, увлечение физиологией как результат стремления обнажать все внутреннее, скрытое, а также естественнонаучный подход к изучению «видов» и «типов» людей и культ неприкрашенной действительности. 2. В узком смысле - избыточно детальное, подробное описание автором физиологических сторон человеческой жизни; не оправданная с эстетической точки зрения откровенность изображения, в частности, эротических сцен, сцен насилия и т. п.

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА - СМ. ФАНТАСТИКА

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ - разновидность литературного языка: один книжных стилей речи, обслуживающий сферы науки и образования.

НЕБЫЛИЦА - жанр устного народного творчества: небольшое по объему прозаическое или стихотворное повествование, обычно комического содержания, в основе сюжета которого лежат несообразность, абсурд, изображение перевернутой, нарочито искаженной действительности; сказка, основанная на нарушении смысловой сочетаемости слов, «перевертыш». Например:

Жил высокий гражданин
Маленького роста…
У него детишек нет,
Только сын и дочка.
Сыну восемнадцать лет –
В люлечке качается.
Дочке года полтора –
Замуж собирается.

В литературе к жанру Н. обращались многие детские писатели, например: К.И. Чуковский «Путаница».

НЕОЛОГИЗМ - (от греч. neos – новый и logos - слово) - новообразованное (или нововведенное в язык) слово или выражение, отражающее появление в жизни людей новых понятий, явлений или усиливающее выразительность речи. Н. образуются как на основе существующих форм, в соответствии с законами языка ("Будет буря— мы поспорим // И помужествуем с ней" (Н.М. Языков); "О, рассмейтесь, смехачи" (В. Хлебников)), так и путем заимствования (тинейджер, брэнд). Н. используются в художественном тексте (наряду с архаизмами (см.) и историзмами (см.)) как лексическое средство художественной выразительности. См. также ЛЕКСИКА

НЕОМИФОЛОГИЗМ - концепция, рассматривающая мифологизм (соотнесенность с мифом) как наиболее характерную форму художественного мышления искусства ХХ века. Согласно этой концепции, весь ХХ век предстает как сложная система искусно сопрягаемых и взаимоотражающих друг друга культурно-эстетических мифов. Н. - специфическая для ХХ века форма художественного мышления, предполагающая особое отношение к мифологическим сюжетам, образам и символам, которые не столько воспроизводятся, сколько проигрываются или пересоздаются, тем самым рождая новые мифы, соотносимые с современностью. Таким образом, неомифологическое искусство ХХ века как бы постоянно ссылается на древнейшие образцы, соизмеряет себя с избранной культурной традицией (например, в "Докторе Фаустусе" Т. Манна, в роли мифа выступают различные легенды и художественные произведения (К. Марло, И.В. Гете) о докторе Иоганне Фаусте, волшебнике и чернокнижнике, жившем в ХVI в. и продавшем душу дьяволу). См. также МИФ

НЕОРЕАЛИЗМ - течение в литературе второй половины ХХ века: так называемая "традиционная проза", ориентированная на традиции классики (возвращение к реалистической эстетике XIX века) и обращенная к историческим, социальным, нравственным, философским и эстетическим проблемам современности. Примером неореалистического произведения может считаться роман Г.Н. Владимова "Генерал и его армия" (1994). См. также РЕАЛИЗМ

НЕОРОМАНТИЗМ - возрождение романтической традиции в литературе конца XIX - начала XX столетия, с последующим ее переосмыслением и дополнением. Для Н. характерны романтическое двоемирие (конфликт идеального и реального), повышенный интерес к сильной личности и т. д. К Н. относят творчество таких художников рубежа веков, как К. Бальмонт, А, Блок и др. См. также РОМАНТИЗМ

НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМАЯ РЕЧЬ - особая форма повествования: одна из разновидностей словесного выражения речи героя в эпическом произведении, когда местоимения и формы глаголов соответствуют авторскому повествованию, а лексика и синтаксис - речевой манере самого героя. Н.-п. р. является одним из средств психологического анализа. Примером включения в авторское повествование Н.-п. р. может служить 11 глава романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

НОВАТОРСТВО - отказ от традиции или ее принципиальная ломка, выражающаяся в обновлении содержания (идей, тем, проблем, пафоса) и формы (образной системы, изобразительных средств) произведения; открытие нового пути в литературе. Развитие литературы идет во взаимодействии Н. и традиции.

НОВЕЛЛА - (от от итал. novella - новость) - один из малых эпических жанров: близкая к рассказу жанровая форма, возникшая в эпоху Возрождения. В отличие от рассказа, Н. большее внимание уделяет фабуле (см.), которая, как правило, отличается динамичностью событий, неожиданностью их развития и развязки.

Другие статьи по теме


Источник: http://gramma.ru
Категория: Словарь | Добавил: kritik (2006-03-04) | Автор: С.П.Белокурова
Просмотров: 2209 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 | Сайт создан в системе uCoz