Воскресенье, 2017-09-24, 08:15Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Энциклопедия [6]
Словарь [26]
Словарь литературноведческих терминов

Мини-чат

Статистика

Rambler's Top100
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Архив
Главная » Статьи » Словарь

Л
ЛАКОНИЗМ - (от греч. lakonismos - краткость выражения, присущая спартанцам, жителям Лаконии) - предельная краткость выражения, сжатость и точность языка, доходящая до афористичности.

ЛЕГЕНДА - (от лат. legenda - то, что должно быть прочитано) - жанр устного народного творчества: рассказ поучительного содержания о выдающемся событии или поступке человека, повествование о необыкновенном, чудесном происшествии, которое воспринимается как достоверное. В отличие от предания (см.), в Л. наряду с людьми и животными могут действовать божественные или демонические силы: Бог, ангелы, святые, черти и т. п., т. о. от Л. не ждут правдоподобия. Однако нередко сюжет Л. базировался и на реальных событиях: легендарный герой мог иметь прообраз в реальной жизни, в исторической действительности. Источниками Л. также становились жития святых (см.), апокрифы (см.), народные поверья. Л. разграничиваются по тематике: исторические, топонимические, религиозные, демонологические, бытовые и т. д.

ЛЕЙТМОТИВ - (от нем. Leitmotiv - ведущий мотив) - основная мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая; конкретный художественный образ, выразительная деталь или даже слово, многократно повторяемые, упоминаемые, проходящие сквозь произведение и служащие для раскрытия авторского замысла. Например, мотив странничества является ведущим в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".

ЛЕКСИКА - (от греч. lexis — речь; способ выражения, слог; оборот, слово) - совокупность всех слов языка, его словарный состав. В Л. отражаются история и современное состояние народа - носителя данного языка. Л. рассматривается с точки зрения происхождения (исконно русская и заимствованная), сферы употребления: общеупотребительная и ограниченной сферы употребления (диалектизмы (см.), жаргонизмы (см. ЖАРГОН), профессионализмы (см.), просторечие (см.) и т. д.).

ЛЕТОПИСЬ - древнейший вид повествовательной письменной древнерусской литературы: последовательное описание исторических событий по годам. Например: "Повесть временных лет" (Киев, XII в.), Галицко-Волынская летопись (XIII в.).

ЛИМЕРИК - (англ. limerik) - одна из разновидностей строфы: пятистишие, написанное анапестом. Схема рифмовки - аабба, первая и последняя рифмы, как правило, повторяются. Третья и четвертая строки состоят из меньшего количества стоп. Несмотря на то что тема Л. может быть вполне серьезной (любовь, философские размышления о мире, религия и т. п.), обязательной для этой формы является языковая игра. В основе содержания Л. всегда лежит шутка, нелепица или небылица (см.), насмешливое обыгрывание той или иной ситуации, поэтому в Л. широко используются каламбуры (см.) и неологизмы (см.). К Л. обращались Р. Киплинг, Р.Л. Стивенсон, М. Твен и др. Широкую известность Л. получили благодаря Эдварду Лиру, автору «Книги нелепиц» (1846).

К удалому флейтисту из Конго
Раз в сапог заползла анаконда.
Но настолько отвратно
Он играл, что обратно
Через час уползла анаконда.
Э. Лир (пер. М.Фрейдкина)

ЛИРИЗМ - прямое, открытое выражение эмоций, чувств, настроений персонажей и автора в художественном произведении. Л. может быть свойством произведения любого рода литературы.

ЛИРИКА - (от греч. lyricos - поющийся под звуки лиры) - один из трех основных родов литературы (см.), выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями. В Л. жизнь отражена в переживаниях поэта (или лирического героя): о ней не повествуется, а создается образ-переживание. Важнейшим свойством Л. является способность передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее. Характерные особенности Л.: стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, небольшой размер. Тематически (условно) различают Л. пейзажную, дружескую, любовную, политическую, философскую и т. д. К жанрам Л. обычно относят оду (см.), элегию (см.), эпиграмму (см.), послание (см.), гимн (см.) и др. е (см.), гимн (см.) и др.

ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА
- разновидность прозы: произведение любого прозаического жанра, эмоционально насыщенное, пронизанное авторским чувством (И.А. Бунин "Антоновские яблоки", В. Солоухин "Капля росы").

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - наделенный устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит о себе "Я" в лирическом стихотворении; один из способов выражения авторского сознания в лирическом произведении (см. ЛИРИКА). Л. г. (термин введен Ю. Тыняновым) не тождествен образу автора - создателя произведения (см. АВТОР). Духовный опыт автора, система его миропонимания и мирочувствования отражаются в лирическом произведении не прямо, а опосредованно, через внутренний мир, переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения Л. г. Одним из методов воплощения образа Л. г. считается циклизация (т. е. наличие более или менее выраженного поэтического сюжета, в котором раскрывается внутренний мир Л. г.). Примерами могут служить, в частности, "панаевский" цикл Н.А. Некрасова или цикл "Стихов о Прекрасной Даме" А. Блока, где Л. г. предстает в различных ипостасях: рыцаря, инока, отрока, что лишь отчасти позволяет прочесть сквозь образ Л. г. биографию самого автора. Между поэтом и Л. г. всегда ощущается некая дистанция, Л. г. не столько субъект, сколько объект изображения, ""Я" сотворенное" (М.М. Пришвин). Л. г. как особая форма "легализации" авторского сознания порожден романтизмом (см.) Применительно к классицизму (см.) и сентиментализму (см.) термин не употребляется, т. к. классицизм не знает индивидуализации, а в рамках синтементализма правомочно говорить лишь о лирическом субъекте (т. е. о тождественности авторского мироощущения и его воплощения в лирическом произведении). Отношения между поэтом и Л. г. сопоставимы с отношениями между автором - создателем произведения и литературным героем (см.). Однако, несмотря на то что Л. г. - персонаж, можно сказать, что в его образе "исповедальность, самонаблюдение преобладают над вымыслом" (И. Роднянская).
ЛИРИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ (в отличие от Л. г.) - это любое проявление авторского "Я" в стихотворении, степень присутствия в нем автора, по сути, воплощеный в стихотворении взгляд на окружающий мир самого поэта, его система ценностей, отраженная в языке, образах (можно говорить о лирическом субъекте поэзии А.А. Фета, Ф. И. Тютчева). В лирике Фета, например, личность ("Я") существует "как призма авторского сознания, в которой преломляются темы любви, природы, но не существует в качестве самостоятельной темы" (Л. Гинзбург).
Иногда поэт избирает модель так называемой "ролевой дистанции", тогда говорят о специфической РОЛЕВОЙ ЛИРИКЕ - повествовании от первого лица, воспринимаемого читателем как нетождественное автору. В Р. л. поэту удается "чужое вдруг почувствовать своим" (А.А. Фет). Ролевой характер лирического персонажа выявляется в такого рода поэтических произведениях благодаря внетекстовым факторам (например, знанию биографии поэта или пониманию, что изображенное не может иметь места в действительности: в частности, стихотворение М.Ю. Лермонтова "Пленный рыцарь" могло бы не относиться к Р. л., если бы на самом деле было написано рыцарем-пленником, а стихотворение А. Твардовского "Я убит подо Ржевом..." представляет собой монолог-обращение к живым погибшего на войне солдата). Лирическое "Я" в Р. л. - условный персонаж, которому автор доверяет повествование, как правило, характерный для данной эпохи или жанра: пастух в пасторальной поэзии, мертвец в эпитафии, странник или узник в романтической лирике; нередко повествование ведется от лица женщины (например, в стихотворении Ф. Сологуба "Швея") и т. д.
Таким образом, различие между Л. с., Л. г. и героем Р. л. заключается в разной степени дистанцированности автора (поэта) от образа (лирического "Я") в стихотворении.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ - внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина). Намеренное отступление автора от сюжета повествования может принимать форму воспоминаний, обращений автора к читателям (лирическое отступление в 6 главе "Мертвых душ" Н.В. Гоголя).

ЛИРО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ЖАНР - 1. Жанр смешанной формы, сочетающий в себе особенности изображения действительности, присущие лирике (см.) и драме (см.). Например: А.П. Чехов "Вишневый сад". 2. Произведение, написанное в форме драмы, но не рассчитанное на сценическое исполнение (так называемая драма для чтения). Например: В. Корвин-Пиотровский "Ночь".

ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР - жанр, в котором сочетаются черты эпического и лирического родов литературы: лиро-эпическое произведение - сюжетное произведение, повествование о событиях, поступках и переживаниях героев, написанное в стихотворной форме. Л.-э. ж. - исторически сложившийся тип художественного произведения, для которого характерны отчетливо выраженные мысли и чувства автора-повествователя, вызванные картинами жизни, характерами и поведением действующих лиц. К Л.-э. ж. относятся поэмы (например, "Медный всадник" А.С. Пушкина, "Василий Теркин" А.Т. Твардовского), роман в стихах ("Евгений Онегин" А.С. Пушкина). Малая лиро-эпическая форма - баллада (см.).

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК - подчиненная языковой норме (то есть не включающая разговорные, просторечные, диалектные, жаргонные и др. элементы) форма языка, существующая в устной и письменной разновидностях и обслуживающая все сферы общественной и культурной жизни народа.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ - наука, изучающая художественную литературу. Включает в качестве основных дисциплин теорию литературы, историю литературы и литературную критику, вспомогательных - текстологию, библиографию, историографию.

ЛИТОТА - (от греч. litotes - простота, малость, умеренность) - вид троп, противоположный гиперболе (см.): художественное преуменьшение величины, силы, значения явления или предмета ("мальчик с пальчик", "мужичок с ноготок"). Например: "Поэзия - // та же добыча радия. // В грамм добыча, // в год труды. // Изводишь // единого слова ради // Тысячи тонн // словесной руды". (В. Маяковский)

ЛОГАЭДЫ - (от греч. logaoidikos - прозаически-стихотворный) - в метрическом стихосложении стихи, составленные из разнометрических стоп. Широко употреблялись в хоровых частях античных трагедий. В тоническом стихосложении - стихи, в которых ударение в стихе располагается с неравными слоговыми промежутками и повторяется на протяжении всего стихотворения. Примером использования формы Л. в литературе ХХ в. может служить стихотворение О. Мандельштама "Я ненавижу свет..." из сборника "Камень":

Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
Здравствуй, мой давний бред, -
Башни стрельчатой рост!

Кружевом, камень, будь,
И паутиной стань:
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань!

Будет и мой черед -
Чую размах крыла.
Так - но куда уйдет
Мысли живой стрела?..

Другие статьи по теме


Источник: http://gramma.ru
Категория: Словарь | Добавил: kritik (2006-03-02) | Автор: С.П.Белокурова
Просмотров: 2442 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 | Сайт создан в системе uCoz