Четверг, 2017-11-23, 21:35Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Энциклопедия [6]
Словарь [26]
Словарь литературноведческих терминов

Мини-чат

Статистика

Rambler's Top100
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Архив
Главная » Статьи » Словарь

И
ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА" ("ЧИСТОЕ ИСКУССТВО") - теория, в основе которой лежит утверждение независимости художественного творчества от общества, отказ от социально-гражданской тематики, провозглашение самодостаточности искусства, противопоставление возвышенности и совершенства классических (античных) художественных форм несовершенству окружающей действительности. Получила широкое распространение в России в 60-80 гг. XIX в. Теоретиками И. д. и. были А.В. Дружинин, В.П. Боткин, сторонниками А.А. Фет, А.Н. Майков, Н.В. Щербина.

ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ - (от греч. idea - идея, понятие, первообраз, представление) - художественное представление о совершенстве, отраженное в произведении искусства: изображение прекрасного как должного. И. э. - высший образец красоты, добра, истины, воплощенный в образе человека, а также в общественном устройстве. Художники каждой эпохи тяготеют к своему И. э., т. о., характер И. э. определяется прежде всего общественными тенденциями.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ - (от франц. idealisation - приближение к идеалу, приукрашивание) - последовательная трансформация действительности в художественном произведении, выражающаяся в создании идеальных образов. Может быть преднамеренной и непреднамеренной.

ИДЕЙНОСТЬ - (от греч. idea - идея, понятие, первообраз, представление) - свойство художественного произведения: выраженность позиции автора по отношению к изображаемому, ясность авторского видения и оценки явлений жизни, отраженных в произведении; четкая общественная и социальная позиция автора, представленная в произведении как очевидная тенденция ("Что делать?" Н.Г. Чернышевского, "Мать" М. Горького).

ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - (от греч. idea - идея, понятие, первообраз, представление) - главная мысль, лежащая в основе художественного произведения. И. х. реализуется через всю систему образов, раскрывается во всей художественной структуре произведения и таким образом дает представление об авторском отношении к изображенному.

ИДИЛЛИЯ - (от греч. eidyllion - маленький образ, небольшое поэтическое произведение) - жанр античной поэзии: одна из литературных форм буколики (от греч. boukolos - пастух), обращенная к изображению будничной жизни простолюдинов (пастухов, рыбаков, т. е. людей, близких к природе). ДляИ.характерен интерес к повседневной жизни простого человека. В новой европейской литературеИ.как жанровая форма традиционно обращена к изображению мирной жизни людей на фоне прекрасной природы

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА - способы и приемы воссоздания действительности в художественном произведении, позволяющие представить зримую, слышимую, осязаемую ее картину: тропы, стилистические фигуры, различные формы звуковой инструментовки текста, ритм и т. п., т. е. те элементы произведения, которые помогают создать "чувственно-предметные образы" (В. Кожинов).

ИЛЛЮЗИЯ - (от лат. illusio - насмешка, заблуждение) - впечатление жизненности, возможность принять изображаемое за реально существующее.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА - способы и приемы воссоздания действительности в художественном произведении, позволяющие представить зримую, слышимую, осязаемую ее картину: тропы, стилистические фигуры, различные формы звуковой инструментовки текста, ритм и т. п., т. е. те элементы произведения, которые помогают создать "чувственно-предметные образы" (В. Кожинов).

ИЛЛЮЗИЯ
- (от лат. illusio - насмешка, заблуждение) - впечатление жизненности, возможность принять изображаемое за реально существующее.

ИМАЖИНИЗМ - (от франц. image - образ) - литературное течение в русской поэзии, объявившее о своем существовании в 1919 году и провозгласившее победу самоценного образа над смыслом и идеей произведения. Прекратило свое существование в 1927 году. Представители И. - В. Шершеневич, Р. Ивнев, А. Мариенгоф, А. Кусиков. Непродолжительное время к группе имажинистов примыкал С. Есенин.

ИМПРЕССИОНИЗМ - (от франц. impression - впечатление) - модернистское художественное течение, возникшее в творчестве французских живописцев последней четверти ХIХ века и оказавшее существенное влияние на русскую культуру (литературу, живопись, поэзию) рубежа веков. В области стиля для И. характерны композиционная фрагментарность, художественная детализация, ассоциативность связей образов и предметов, субъективность, сиюминутность передаваемых автором впечатлений. Черты И. стиля можно встретить в стихах А.А. Фета (в его поэзии импрессионистические черты присутствовали до появления самого термина И.), И.Ф. Анненского, К.Д. Бальмонта, А. Блока, прозе Б.К. Зайцева.

ИМПРОВИЗАЦИЯ - (от итал. improvviso - неожиданный) - быстрое, без предварительной подготовки, сочинение на заданную тему (устное или письменное), поэтический отклик на событие.

ИНВЕРСИЯ - (от лат. inversio - перестановка) - стилистическая фигура: нарушение общепринятого в данном языке порядка слов. Перестановка слов или частей фразы придает речи особую выразительность.

Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа...
А.С. Пушкин

Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики...
М.Ю. Лермонтов

ИНОСКАЗАНИЕ - См. АЛЛЕГОРИЯ

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ - (фр. intertextualite, англ. intertextuality) одно из главных свойств постмодернистской литературы (см. ПОСТМОДЕРНИЗМ). Концепция И. связана с провозглашенной постмодернизмом "смертью автора" (Р. Барт), то есть растворением индивидуального, созданного конкретным автором текста в явных и неявных цитатах, реминисценциях, аллюзиях, культурных и литературных перекличках. Т. о., отдельные тексты постоянно "вступают в диалог", "ссылаются" друг на друга и все вместе являются частью некоего общего текста, который в свою очередь включается в отношения с культурой, историей, действительностью, тоже оценивающейся как текст. В результате снимается оппозиция "свое - чужое" слово, а всякий текст мыслится как своеобразная реакция, отклик на предшествующие тексты, в большей или меньшей степени узнаваемые. "Через призму И. мир предстает как огромный текст (интертекст), в котором все когда-то уже было сказано, а новое возможно лишь как смешение определенных элементов в иных комбинациях" (И.П. Ильин).

ИНТЕРЬЕР - (фр. interieuer - внутренний) - изображение в художественном произведении внутренней обстановки помещения (дома, усадьбы, комнаты героя и т. д. ). Часто выступает как средство характеристики персонажа (например, И. дома, усадьбы является отражением внутреннего мира персонажей в поэме "Мертвые души" Н. В. Гоголя, романе "Война и мир" Л.Н. Толстого; средством характеристики душевного состояния персонажей является И. комнат Раскольникова и Сони, героев романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание").

ИНТОНАЦИЯ - (от лат. intonare - произносить громко) - 1. Свойство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи или к собеседнику. И. создается за счет синтаксической структуры текста, порядка слов, повторов, инверсий, восклицаний, обращений, повышения и понижения голоса, пауз, темпа и др. приемов обогащения нейтрального стиля речи. Полностью И. может быть воспроизведена только в реальном звучании, т. е. при произнесении вслух. 2. В стиховедении И. - соотношение ритмического и синтаксического членения речи. По И. стихи делятся на группы: напевные (песня, романс), говорные (разговорные) и декламационные (ораторские). Для напевных стихов характерно совпадение метрического и интонационного членения, симметричность синтаксических конструкций, мелодичность, интонационная завершенность строфы, например: "Бьется в тесной печурке огонь, // На поленьях смола, как слеза, // И поет мне в землянке гармонь // Про улыбку твою и глаза" (А. Сурков). Для говорных - наличие оборотов и синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи, неупорядоченность пауз, разнообразие синтаксических конструкций, переносы, чередование различных способов рифмовки и т. д.: "А что же делает супруга // Одна в отсутствии супруга?// Занятий мало ль есть у ней? // Грибы солить, кормить гусей, // Заказывать обед и ужин..." (А.С. Пушкин). Для декламационных - совпадение интонационно-ритмического и метрического членения, отсутствие внутристиховых пауз, мерность звучания, наличие риторических фигур (восклицаний, обращений, вопросов): "Я ль буду в роковое время // Позорить гражданина сан // И подражать тебе, изнеженное племя // Переродившихся славян?" (К.Ф. Рылеев).

ИРОНИЯ - (от греч. eironeia - притворство, насмешка) - 1. Вид комического: осмеяние, содержащее отрицательную, осуждающую оценку того, что критикуется; тонкая, скрытая насмешка. Комический эффект достигается посредством того, что говорится прямо противоположное подразумеваемому. 2. Вид тропа: оборот, в основе которого лежит контраст видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки: "Уселся он [Онегин] с похвальной целью // Себе присвоить ум чужой; // Отрядом книг уставил полку..." (А.С. Пушкин); вопрос "Откуда, умная, бредешь ты, голова?" (И.А. Крылов) обращен к ослу.

ИСТОРИЗМ - 1. Способность художественной литературы точно воссоздавать облик, колорит, дух ушедшей исторической эпохи в конкретных картинах жизни, человеческих судьбах и событиях. И. придает произведению характер правдивого исторического свидетельства.
2. В узком значении - свойство произведений исторической тематики или исторического жанра. Выражается в способности автора отобразить самобытность описываемой эпохи, показать своеобразие облика и характеров персонажей. Получает конкретное воплощение в изображении событий прошлого, исторических деятелей, историко-бытовых, батальных сцен и т. п. Характер И. меняется по мере накопления исторических знаний.

ИСТОРИЗМЫ - устаревшие слова - названия исчезнувших понятий, предметов, явлений: большевик, кулак, опричник и т. д. И. (в отличие от архаизмов) не имеют синонимов в современном русском языке, так как реалии, ими обозначавшиеся, ушли из жизни. В художественном произведении И. служат для точного воссоздания обстановки прошлого, например: "Густые бандо белокурых волос держались как свои на маленькой головке" (Л. Толстой "Анна Каренина"). Бандо - накладные пряди.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА - сочинения историков и писателей, которые не только передают факты прошлого, но и художественно их перерабатывают, делая яркими и живыми, например: "Сравнительные жизнеописания" Плутарха, "История государства Российского" Н.М. Карамзина, "История Пугачева" А.С. Пушкина и др.

Другие статьи по теме


Источник: http://gramma.ru
Категория: Словарь | Добавил: kritik (2006-03-02) | Автор: С.П.Белокурова
Просмотров: 1471 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 | Сайт создан в системе uCoz