Пятница, 2017-11-24, 15:47Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Энциклопедия [6]
Словарь [26]
Словарь литературноведческих терминов

Мини-чат

Статистика

Rambler's Top100
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Архив
Главная » Статьи » Словарь

З
ЗАВЯЗКА - элемент сюжета; событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта в художественном произведении; эпизод, определяющий все последующее развертывание действия. В "Ревизоре" Н.В. Гоголя, например, З. является сообщение городничего о приезде ревизора.

ЗАГАДКА - жанр устного народного творчества: иносказательное описание предмета или явления, которые нужно отгадать, например: "Не лает, не кусает, а в дом не пускает" (замок).

ЗАГЛАВИЕ - название, именование литературного произведения. Обычно в З. выносится либо имя главного героя (тогда он может быть назван заглавным), например "Евгений Онегин" А.С. Пушкина, "Обломов" И.А. Гончарова, либо главная мысль произведения, обозначение основного конфликта и т. п., например "Горе от ума" А.С. Грибоедова, "Отцы и дети" И.С. Тургенева. З. может быть изменено самим автором в процессе работы над произведением (З. романа-эпопеи "Война и мир" Л.Н. Толстой менял до публикации трижды: "Три поры", "Все хорошо, что хорошо кончается", "Война и мир") или подвергнуться цензуре: "Мертвые души" Н.В. Гоголя вышли под заголовком "Похождения Чичикова, или Мертвые души".

ЗАМЫСЕЛ АВТОРСКИЙ - первая ступень творческого процесса; возникающее в воображении писателя до начала непосредственной работы над художественным произведением представление о содержании и форме будущего произведения, его основных чертах и свойствах; первоначальная схема будущего произведения. З. а. может не совпадать с воплощением, может быть завершенным или незавершенным, воплощенным или невоплощенным, изменяться в процессе работы автора над своим произведением или оставаться неизменным. Уже в З. а., как правило, проявляются основные черты мировоззрения художника.

ЗАЧИН - устойчивая словесная формула, с которой начинаются сказки, былины и другие произведения устного народного творчества: "В некотором царстве, тридесятом государстве, жили-были..." (сказочные З.); "Как во городе то было да во Муроме..."; "Как Владимир князь да стольнё-киевской // Поразгневался на старого казака Илью Муромца, // Засадил его во погреб во глубокий, // Во глубокий во холодный..." (былинные З.). Назначение З. во многом совпадает с функцией экспозиции (см.) в художественном произведении: он может указывать на время и место происходящего, называть персонажей, подготавливать к восприятию сюжета повествования. З. не следует путать с присказкой (см.) или былинным запевом (см.).

ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧИ - одно из изобразительно-выразительных средств: целенаправленное применение элементов звукового состава языка (гласных или согласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, интонации, повторов слов, однородных звуковых элементов и пр.) для усиления художественной выразительности речи, привлечения внимания к тем или иным словам в речевом потоке. З. о. р. включает в себя звуковые повторы (рифма, анафора, эпифора и др.), звукопись (аллитерация, ассонанс), звукоподражание.

ЗВУКОПИСЬ - система средств и приемов звуковой организации произведения, позволяющая автору на фонетическом (звуковом) уровне речи создать нужное эмоциональное впечатление. Например, благодаря последовательному использованию звуков [л], [а], [э], в строках поэмы "Петербург" В. Набоков передал ощущение легкости, полета:

И слышу я, как Пушкин вспоминает // все мелочи крылатые, оттенки
и отзвуки: "Я помню, - говорит, -
летучий снег, и Летний Сад, и лепет
Олениной...

Одна из строфа стихотворения Б. Пастернака "Снег идет" ритмически и фонетически организована таким образом, что можно услышать тиканье маятника:

Снег идет, // густой-густой, //
В ногу с ним, // стопами теми, //
В том же темпе, // с ленью той //
Или с той же // быстротой, //
Может быть, проходит время?
Б. Пастернак

Виды З.: аллитерация, ассонанс (см).

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - один из видов звукописи (см.): использование фонетических сочетаний, способных передать звучание описываемых явлений ("эха хохотанье", "шелест камышей", "топот копыт").

Другие статьи по теме


Источник: http://gramma.ru
Категория: Словарь | Добавил: kritik (2006-03-02) | Автор: С.П.Белокурова
Просмотров: 1149 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 | Сайт создан в системе uCoz