Четверг, 2017-11-23, 21:36Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Энциклопедия [6]
Словарь [26]
Словарь литературноведческих терминов

Мини-чат

Статистика

Rambler's Top100
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Архив
Главная » Статьи » Словарь

Д
ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА - рифма с ударением на третьем от конца слоге, например:

Тучки небесные, вечные странники,
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
М.Ю. Лермонтов

См. также КЛАУЗУЛА

ДАКТИЛЬ - (от греч. daktylos - палец) - трехсложный стихотворный размер с сильным первым слогом в стопе. Схема: -UU I -UU

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ - в силлабо-тоническом стихосложении - ХОРЕЙ и ЯМБ (см.)

ДВУСТИШИЕ - разновидность строфы (см.): сочетание двух стихотворных строк, которые связываются общей рифмой и интонацией.

По Малой Никитской в отечных снегах
мурлыча расхаживал кот в сапогах.

Пенсне на носу и на пальце рубин,
и двое в шинелях как тени за ним.
О. Чухонцев

ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО - употребляется как синоним понятия "персонаж" (см.).

ДЕКАДАНС - (от франц. decadence - упадок) - общее обозначение нереалистических направлений (см.) в русском и европейском искусстве конца XIX - начала XX в. (декадентские настроения, декадентская идеология). Сам термин возник во Франции в 80-х годах ХIХ века, одновременно с понятием "конец века". С этим понятием в большой мере связаны идеология, этика и эстетика Д. , а также основные мотивы творчества художников-декадентов конца ХIХ - начала ХХ вв.: утрата надежд, идеалов, ощущение безнадежности и бессмысленности существования. (Д. противостоит модернизму (см.) как диаметрально противоположная оценка ситуации рубежа веков: известная формула "конец-начало века" может быть обозначена как "Д. - модернизм"). Черты Д. : введение в литературу (прежде всего поэзию) тем небытия, смерти, "ухода"; культ хрупкой, болезненной, угасающей красоты; проповедь неограниченной свободы личности и "искусства для искусства"; пренебрежение общественной моралью, крайний индивидуализм; отчуждение (отстранение) от реальной жизни и "уход в себя". Д. не является отдельным художественным направлением; он получил свое воплощение в различных направлениях (например, в символизме).

ДЕКЛАМАЦИОННЫЙ СТИХ - См. ИНТОНАЦИЯ

ДЕКЛАМАЦИЯ - (лат. declamatio) - искусство выразительного чтения художественных произведений (стихов и прозы)

ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - (от франц. detail - подробность, мелочь, частность) - одно из средств создания образа: выделенный автором элемент художественного образа, несущий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении. Д. х. может воспроизводить черты быта, обстановки, пейзажа, портрета (портретная детализация), интерьера, действия или состояния (психологическая детализация), речи героя (речевая детализация) и т. п.; она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и окружающую их среду. Стремление автора к детализации продиктовано, как правило, задачей достижения исчерпывающей полноты изображения. Эффективность использования Д. х. определяется тем, насколько значима эта деталь в эстетическом и смысловом планах: особо значимая с художественной точки зрения Д. х. нередко становится мотивом (см.) или лейтмотивом (см.) текста (например, слишком большой нос героя пьесы Э. Ростана "Сирано де Бержерак" или железный аршин гробовщика Якова Иванова в рассказе А.П. Чехова "Скрипка Ротшильда"). Художественная детализация может быть необходимой или, напротив, избыточной. В частности, в описании героини рассказа А.П. Чехова "Ионыч": "...Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pence-nez, писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям" - деталь портрета (pence-nez - мужские очки) подчеркивает ироническое отношение автора к эмансипированности Веры Иосифовны, а указание "вслух", избыточное по отношению к сочетанию "читала гостям", - насмешку над "образованностью и талантливостью" героини.

ДИАЛЕКТИЗМЫ - слова и выражения, присущие народной речи, местному говору (черевики - туфельки, баз - двор, бирюк - одинокий и угрюмый человек). Д. используются в художественном тексте, как и другая лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (просторечные элементы (см.), профессионализмы (см.), жаргонизмы (см.)), как средство художественной выразительности (например, в качестве одного из способов речевой характеристики персонажа). См. также ЛЕКСИКА.

ДИАЛЕКТИКА ДУШИ - понятие, которым обозначается детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм (перерастание любви в ненависть или возникновение любви из симпатии и т. п.). Например, в романе Л.Н. Толстого "Война и мир": Т. II, ч. II, гл. 1 (внутренний монолог Пьера); Т. IIII, ч. III, гл. XXXI (внутренний монолог князя Андрея); Т. IV, ч. I, гл. 7 (внутренний монолог Николая Ростова). Д. д. - одна из форм психологического анализа (см. ПСИХОЛОГИЗМ) в художественном произведении. Термин Н.Г. Чернышевского (впервые появился в литературоведении в рецензии на повести Л.Н. Толстого "Детство" и "Отрочество" и "Военные рассказы"): "...Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого - влияние общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего - связь чувств с действиями; четвертого - анализ страстей; графа Толстого всего более - сам психологический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определенным термином... Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других... как чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображением, переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять и опять странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний..." ("Современник". 1856, № 12).

ДИАЛОГ - (от греч. diаlogos - разговор двух людей) - разговор двух действующих лиц в литературном произведении. Д. доминирует в драме, но имеет очень большое значение и в эпических произведениях.

ДИДАКТИЗМ - (от греч. didaktikos - поучительный) - нравоучительность, назидательность, не скрываемая автором воспитательная направленность его произведения, моралистическая тенденция.

ДИЛОГИЯ - (от греч. di - дважды и logos - слово) - произведение одного автора, состоящее из двух самостоятельных, имеющих особые заглавия частей, которые объединяет общий замысел, а также, как правило, фигуры персонажей, переходящих из одной части в другую.

ДИНАМИКА - 1) выражение движения, действия, развития, изменений во времени; описание хода развития какого-либо явления;
2) создание впечатления подвижности художественной формы.
Д. может выражаться в ускорении или замедлении ритма лирического, драматического и даже прозаического произведения.

ДИСТИХ - (от греч. di - дважды и stichos - стих). См. ДВУСТИШИЕ

ДНЕВНИК - 1. Форма повествования, которое ведется от первого лица; записанные реальными людьми сведения о текущих событиях своей жизни. Особенностью Д. является то, что дневниковые записи всегда современны фиксируемым событиям. 2. В художественной литературе - жанровая разновидность прозы ("Письма русского путешественника" Н.М. Карамзина). Д. может стать и средством раскрытия характера героя ("Журнал Печорина" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени").

ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ - опора на факты, активное привлечение документов, цитирование свидетельств и источников в художественном произведении. Мера Д. произведения может колебаться в зависимости от замысла автора (например, высокая степеньД. присутствует в книге А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ"). Д. противоположна вымыслу (см.)

ДОЛЬНИК - стихотворный размер, метрический ряд которого состоит из ударных слогов, между которыми может находиться либо один, либо два безударных, то есть междуударный интервал в Д. не постоянный, а колеблется в диапазоне одного-двух слогов. Особенно популярен в лирике символистов и акмеистов.

И опушками отдаленными
Месяц ходит с легким хрустом и глядит
Но, запутана узлами зелеными,
Не дышит она и не спит.
А. Блок

ДРАМА - (от греч. drama - действие)
1) Один из трех основных родов литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем. К драматическому роду относятся трагедии (см.), комедии (см.), собственно Д. (см.), мелодрамы (см.) и водевили (см.).
2) Д. в узком смысле слова - один из ведущих жанров (см.) драматургии; литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Предназначается для исполнения на сцене. Ориентирована на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в монолого-диалогической форме. В отличие от трагедии, в Д. В отличие от трагедии, Д. не завершается катарсисом (см.).

ДРАМАТИЗМ - состояние, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой; острая борьба противоположных сил, напряженная интрига. В качестве идейно-эмоциональной настроенности может присутствовать в произведениях любого рода литературы.

Другие статьи по теме


Источник: http://gramma.ru
Категория: Словарь | Добавил: kritik (2006-03-02) | Автор: С.П.Белокурова
Просмотров: 1712 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 | Сайт создан в системе uCoz