БАЛЛАДА - (от франц. ballade - танцевальная песня) - жанр лиро-эпической (см.) поэзии: повествовательная песня (см.) или стихотворение относительно небольшого объема, с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Часто в Б. присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению Б. связаны с преданиями (см.), народными легендами (см.), соединяют черты рассказа (см.) и песни. Б. - один из главных жанров в поэзии сентиментализма (см.) и романтизма (см.). Например: баллады В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова. См. также БАЛЛАДНАЯ СТРОФА БАЛЛАДНАЯ СТРОФА - вид строфы. Первоначально < баллады писались так называемыми Б. с., в которых четные и нечетные стихи состояли из разного количества стоп: Есть монахиня в древних Драйбургских стенах: И грустна и на свет не глядит; Есть в Мельрозской обители мрачный монах: И дичится людей и молчит. В.А. Жуковский Позднее закрепленность балладной строфы за жанром ослабла, поэты-романтики, в частности, изобретали для своих Б. новые разнообразные строфы. БАРД - (от др.-ирланд. bard) - 1. Певец-лирик у кельтских народов, воспевавший подвиги своего короля и его войска. 2. Поэт-певец, исполняющий собственные произведения в сопровождении "народного" инструмента (например, гитары). В современном значении Б. - исполнитель авторской (определение А. Якушевой) песни. Особенностью этого жанра, развивавшегося как внецензурная самодеятельная, туристическая, студенческая песня, предназначенная для исполнения в узком кругу, является первичное значение поэтического текста; мелодия, музыка произведениях Б. - вторичны. Выдающимися Б. ХХ века были А. Галич, Б. Окуджава, В. Высоцкий, Ю. Визбор и др. БАСНЯ - малый повествовательный (эпический) жанр: короткий рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности, имеющий поучительный смысл. Цель Б. - осмеяние человеческих пороков, общественных недостатков. Персонажами Б. часто выступают животные, растения и предметы (И.А. Крылов "Свинья под дубом", "Слон и Моська" и др.). В Б. активно используются олицетворения, аллегории и образный параллелизм (см.). Возникновение Б. связывают с именем легендарного древнегреческого баснописца Эзопа. БЕЗУДАРНЫЙ СЛОГ - См. УДАРНЫЙ СЛОГ БЕЛЛЕТРИСТИКА - (от франц. belles lettres - изящная словесность) 1. Вся художественная литература (устаревшее значение). 2. Жанровая литература. Жанры Б. - авантюрный, приключенческий роман, остросюжетная новелла, дамский роман и т. п. 3. Проза, занимающая промежуточное положение между элитарной (высокой, классической (см.)) литературой и массовой (см). Как правило, не наделена ярко выраженной художественной оригинальностью, но встречает живой читательский отклик современников благодаря тому, что откликается на важнейшие веяния времени. По прошествии времени теряет свою актуальность и выпадает из читательского обихода. БЕЛЫЙ СТИХ - нерифмованный, книжный (в отличие от фольклорного, тоже, как правило, не имеющего рифмы) стих с метрической организацией. Б. с. организован через систему ритмически повторяющихся акцентов. Ритмическая организованность таких стихов не всегда очевидна при чтении "про себя", но легко обнаруживается при устном исполнении. Активно использовался в XVIII в. (реже - в XIX в.). Б. с. написаны "Борис Годунов" А.С. Пушкина, "Кому на Руси жить хорошо" Н.А. Некрасова, "Песня о Соколе" М. Горького и др. Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. А.С. Пушкин В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков... Н. А. Некрасов БЕССОЮЗИЕ - стилистическая фигура: построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены. Придает высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий. Например: Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах. А.С. Пушкин БЕСТСЕЛЛЕР - (англ. bestseller < best - лучший, больший и sell - продаваться) - книга, пользующаяся широким читательским спросом, а вследствие этого имеющая особый коммерческий успех и издаваемая массовыми тиражами. БИБЛЕИЗМЫ - См. Крылатые слова БИБЛИОГРАФИЯ - (от греч. biblion - книга и grapho - пишу) 1. Отрасль знания о методах и способах составления указателей, списков, обзоров произведений печати. 2. Перечень книг, журналов и статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и т.п.). 3. Отдел в периодических изданиях, посвященный краткому разбору недавно вышедших книг. БРОДЯЧИЕ СЮЖЕТЫ - термин, использующийся литературоведами и исследователями устного народного творчества для обозначения сюжетов, имеющих сходство в фольклоре и литературе разных народов. Появление Б. с. связывают с взаимодействием народных культур и миграцией людей. К Б. с. относят, в частности, сюжеты о Золушке, Дон Жуане и др., в русской литературе – сюжет о кавказском пленнике. БЫЛИНА (СТАРИНА) - жанр устного народного творчества: русская народная эпическая песня героико-патриотического содержания. Повествует о подвигах богатырей и отражает жизнь Древней Руси IX-XIII веков. Б. сочетает историческую основу с большой долей условности и вымысла: указаны точное место и время происходящего, среди действующих лиц названы исторические фигуры (например, в Б. об Илье Муромце один из персонажей - киевский князь Владимир Красное Солнышко), однако характеры реальных действующих лиц домыслены и обобщены, помимо реальных героев включены вымышленные персонажи (богатыри, Соловей-разбойник, Калин-царь и т. п.). По месту создания Б. объединяются в циклы: киевские (песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Дюке Степановиче и др.), новгородские (их герои - Садко и Василий Буслаевич), суздальские и пр. Для поэтики (см.) Б. характерны особые стилистические формулы ("удалый добрый молодец", "плеточка шелковая", "дружина хоробрая" и т. п.) и тропы (в частности, гиперболы: "Еще латы были двадцать пять пудов, // Нагрудник был да десять пудов, // Да на шею кольчуга была пять пудов..."), а также повторяющиеся в разных Б. так называемые "общие места": повтор сюжетов (сватовство, поединок с противником), эпизодов (детство и воспитание богатыря, сборы в дорогу, сцены хвастовства на пиру и др.), отдельных стихов ("Не уходилися наши добрые кони, // Не притупилися мечи наши булатные!"). БЫЛИННЫЙ ЗАПЕВ - внесюжентный элемент (см.) былины: предшествующий зачину (см.) и прямо не связанный с сюжетом фрагмент текста, который выполняет иные, нежели зачин, функции - играет роль обращения к слушателям или рисует величественные картины природы, настраивая слушателя на восприятие чего-то важного, значительного ("Высота ли, высота поднебесная, // Глубота, глубота, окиян-море, // Широко раздолье по всей земли, // Глубоки омоты днепровския"). Нередко Б. з. соотнесен с тематическим содержанием былины. Например, Б. з. одного из вариантов былины «Добрыня и Алеша» рисует картину русской земли (Волгу, города, расположенные на ней), тем самым подчеркивая национальный характер былины и указывая, что события разворачиваются именно на Руси: "Из-за гор-то было из-за высокиих, // Из-за лесу-то было лесу темнаго, // Да повышла, повышла-повыкатила // Да широкая-то матушка быстра Волга река, // Да широкая-то Волга под Казань прошла, // Да пошире подала под Васторокань...". БЫЛИЧКА - жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с "нечистой силой". Зачастую Б. становятся основой сюжета художественного произведения (Н.В. Гоголь "Вий") или включаются в текст (например, И.С. Тургенев включил Б.в рассказ "Бежин луг"). БЫЛЬ (БЫВАЛЬЩИНА) - жанр устного народного творчества: рассказ о действительном происшествии, случае, имевшем место в действительности. Ср. СКАЗКА.
Другие статьи по теме
Источник: http://gramma.ru |